Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

О канзу

Ах, канзу, канзу... Что же такое "канзу"? Или, как ещё у нас писали, "канезу"?

О, это многозначное слово. В частности, это косынка, которую женщина набрасывала на плечи, и длинные концы скрещивала на груди, уводила назад и завязывала там на талии. Чудесная практичная и нарядная вещица, которая была в моде и в XVIII, и в XIX веках. Близкая родственница "фишю" - только фишю поменьше и завязано-заколото спереди.

Но ещё канзу - это лёгкий короткий безрукавный жакетик, который надевали поверх платья.

А некоторые варианты были промежуточными меду первым и вторым. :) Всё зависит от того, какое модное десятилетие на дворе, и с течением времени канзу преображалась... Сегодня я предлагаю полюбоваться на те, что носили в 1830-х- они мне особенно нравятся.

«Портрет Алиды Ассинк», Ян Ядам Круземан, 1833/ Из коллекции Рейксмюсеума
«Портрет Алиды Ассинк», Ян Ядам Круземан, 1833/ Из коллекции Рейксмюсеума

В 1830-х в моде была расширенная линия плеча. Одних только пышных рукавов женщинам было мало, и они стремились сделать плечи ещё шире - ведь по сравнению с ними талия покажется уже. Вот тут-то пелеринки и канзу приходили на помощь.. Отличная возможно прикрыть декольте, освежить наряд, чуть изменив его, ну и плечи, плечи...

И канзу той поры - это фактически, подобие блузочки - с воротником, с рукавами крылышками. Но несшитой по бокам!

-2

Для канзу использовали прозрачные и полупрозрачные ткани - газ, кисею, муслин и т.п. Вышивали, отделывали кружевом, украшали рюшами и бахромой. И в результате канзу той поры напоминали белых бабочек, которые присели отдохнуть на цветные дамские платья. Впрочем, они были не только белыми, но именно белые - самые популярные.

Модные гравюры конца 1820-х и начала 1830-х гг. (с) их частных коллекций
Модные гравюры конца 1820-х и начала 1830-х гг. (с) их частных коллекций

Спереди канзу доходили до талии, и либо прихватывались широким поясом, либо прикалывали булавками. Впрочем, можно было увести достаточно длинные концы назад и завязать там. А ещё их можно было выпустить из под пояса, и они свисали спереди - это имело смысл в том случае, если концы/полочки канзу особенно нарядные. Взгляните, на портрете справа они с вышивкой!

Слева - модная гравюра, 1830-е/ Справа - копия портрета пани Лизиньской, Шарль Эмиль Калланд де Шаммартен, 1830-е. (сс) Wikimedia Ccommons
Слева - модная гравюра, 1830-е/ Справа - копия портрета пани Лизиньской, Шарль Эмиль Калланд де Шаммартен, 1830-е. (сс) Wikimedia Ccommons

Но мне больше нравятся варианты с концами подлиннее - иногда они эффектно спускались до колен и даже ниже! Чем длиннее, тем больше кружева и вышивки, тем дороже и наряднее...

Слева - канзу, 1830-е, из частной коллекции. В центре - модная гравюра 1830-х, из частной коллекции. Справа - канзу, 1830-е, Метрополитен-музей
Слева - канзу, 1830-е, из частной коллекции. В центре - модная гравюра 1830-х, из частной коллекции. Справа - канзу, 1830-е, Метрополитен-музей

Кстати, можно были и поясом не прихватывать, пусть себе концы свободно свисают, как у шали. Чувствуется в этом некий небрежный шик!

модная гравюра, 1830-е. (сс) Wikimedia Xommons
модная гравюра, 1830-е. (сс) Wikimedia Xommons

Не могу не вспомнить "Отверженных" Гюго (в этом эпизоде, правда, действие чуть раньше, в 1817, ну да ладно): "На ней было серое, барежевое платье, маленькие французские башмаки, с перевязанными на крест ленточками, на тонком, узорчатом чулке, и белый канзу. Три остальные девушки, менее скромные, были просто с открытыми шеями, что летом, при шляпах, покрытых цветами, придает много грации; но рядом с таким смелым нарядом, прозрачный канзу блондинки Фантины имел в себе что-то возбуждающее".

Короче, милая вещица, эти канзу!

P.S. На моём канале по истории моды и костюма мы раскрываем секреты старинных нарядов!