Нет, пожалуй, в Дзене более спорной темы, чем жизнь в Советском Союзе. То и дело вспыхивают в комментариях непримиримые споры о том, хорошо ли жилось в СССР или, наоборот, плохо. Оппоненты готовы на всё, чтобы доказать свою точку зрения, но консенсуса, как правило, не находят и скатываются во взаимные оскорбления.
Своё мнение по данному вопросу я обязательно озвучу ниже, а пока переходим к заявленной теме. Уверен, что после просмотра этих снимков, даже у самых ярых ненавистников так называемого "совка" немного потеплеет внутри. Готовы? Тогда начинаем!
01
Для начала, чтобы сразу настроиться на позитив, предлагаю к просмотру фотографию, которую её автор назвал "Голуби". Она сделана утром 21 июня 1961 года. Мы видим счастливую и нарядно одетую молодежь. А самое главное - это открытые улыбчивые лица героев фото!
02
Продолжим тему с голубями и открытыми и добрыми улыбками. Ну, конечно, этого человека знают буквально все!
Юрий Алексеевич Гагарин держит белую голубку, один из самых узнаваемых символов мира, обошедший всю планету Земля. А сам первый в мире космонавт изображён с узнаваемой улыбкой, светящейся добротой и искренностью.
03
Конечно, после своего полёта в космос Гагарин стал человеком-легендой во всём мире, а все советские мальчишки захотели вырасти и тоже непременно стать космонавтами. Ну а чтобы не терять времени, начали "тренироваться" на многочисленных "ракетах", установленных на городских пляжах, набережных и в парках.
Так называемые фотографы-промысловики в летний сезон с удовольствием им в этом помогали. Ну и сами денежку зарабатывали. Наверняка и вашем семейном фотоархиве найдется фотография ребёнка на самолёте или ракете.
04
Вратарь, Москва, 1961 год
Зимой, конечно, другие тренировки игры и "экипировка". И тоже неспроста. С 1954 по 1991 годы сборная Советского Союза по хоккею 7 раз становилась победителем зимних Олимпийских игр и 22 раза чемпионами мира (!).
05
Площадь Промышленности, ВДНХ, Москва, 1961 год.
Далее перейдём от игрушечных летательных аппаратов к настоящим. В разные годы тут стояли Як-40, Як-42, Ту-104, Ту-124, Ту-134 и Ту-154. Из всех пассажирских самолетов советской разработки до наших дней на ВДНХ уцелел только Як-42.
Обновленный борт СССР-42304 появился на площади Промышленности в 1981 году, после своего рекордного беспосадочного перелета из Подмосковья в Читу. Предназначенный для перелетов на расстояние до 2500 км, Як-42 тогда преодолел 4730 км. Ранее, в 1979 году, именно это воздушное судно представляло достижения отечественного самолетостроения на международном авиасалоне во Франции.
06
Но вернёмся снова в начало шестидесятых. Время, которое стали называть оттепелью. И в завершение авиационной темы метафорически спустимся с неба на землю. Так выглядел аэропорт "Шереметьево" в 1964 году. Его официальное открытие состоялось четырьмя годами ранее.
Аэровокзал мог пропустить за один час 880 пассажиров. Объем аэровокзального комплекса превышал 100 тыс. м³ В Шереметьево регулярно летали самолеты 18 зарубежных авиакомпаний. К концу 1964 года воздушные перевозки по внутренним и зарубежным линиям достигли 822 тысячи пассажиров и 23 тысячи тонн почты и грузов.
07
Миллионный Москвич-408 на Ленинских горах, Москва, 1967 год
До массовой автомобилизация всего населения СССР было, конечно, еще далеко, но уже в том же 1967 году параллельно начнется выпуск автомобиля Москвич-412, а еще через три года, 19 апреля 1970 года с главного конвейера Волжского автомобильного завода сойдут первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули».
08
Площадь Маяковского, Москва, 1960-е
Как видно по фото, на улицах столицы автомобильный трафик уже в те годы был достаточно плотным.
09
Рижское взморье. 1960-е
Обожаю это фото. В нём прекрасно абсолютно всё: молодость, лето, солнце, любовь!
Отдельно стоит сказать про радиоприемник «Spidola» или ПМП-60. То есть Полупроводниковый Малогабаритный Приёмник 1960 года. Выпускал их Рижский государственный электротехнический завод ВЭФ. Это один из первых массовых портативных полупроводниковых радиоприёмников в СССР.
10
Просто как пример той музыки, что могла звучать из ПМП-60, не могу не показать вам фото Эдиты Пьехи, сделанное в 1965 году. Тогда по приглашению Бруно Кокатрикса певица с огромных успехом выступила на сцене парижской «Олимпии» с Московским мюзик-холлом.
Пишут, что на своих концертах Пьеха заметно выделялась на фоне других советских эстрадных певиц того времени. Она носила молодёжные приталенные платья выше колена и без рукавов, короткую стрижку и достаточно яркий макияж. Кроме того, первой стала активно общаться с публикой в зале и по западной манере двигалась на сцене с микрофоном, а не стояла возле него.
11
Студентка Челябинского педагогического института выполняет упражнение на бревне, 1965 год.
От искусства к спорту. На канале более полудюжины больших публикаций с фотографиями из истории советского спорта и достижений наших спортсменов. Я разбирал также тему уроков физкультуры, походов на природу, приход в Союз аэробики и другие темы. Если интересно, ищите в тематической папке с подборками публикаций по теме СССР. Ссылка уже ждет внизу страницы.
12
Фотографий Владимира Лагранжа в этой подборке получилось больше всего. Впрочем, почему бы и нет. Это признанный классик отечественной фотографии.
Его снимки сделаны с любовью к Родине и часто сами наполнены этим светлым чувством. Согласны?
13
В поле, СССР, 1960 год
Как-то маловато в этот раз получилось в подборке фотографий из советской глубинки, но если вы не поскупитесь на лайки, репосты и комментарии, я могу сделать для вас продолжение.
А Лагранж и в этом снимке мастерски передал зрителю насколько близка незримая связь между двумя героями этого сильнейшего по эмоциям кадра. Хотя, на минуточку, мы не видим даже их лиц.
14
Московский корреспондент "берёт интервью" у пингвина в Антарктиде, 1966 год
Прежде чем я выскажусь на тему, озвученную в начале публикации, чем, возможно, спровоцирую некоторое бурление в комментариях, покажу вам еще два позитивных шуточных фото.
Мне не удалось узнать наверняка, какие вопросы "задавали" пингвиненку, но можно предположить, что разговор шёл о десятилетии работы первой антарктической станции "Мирный". Она была открыта 13 февраля 1956 года. В этот день радиоинженер Пётр Целищев поднял над станцией Государственный флаг СССР.
15
Бабуля. Москва, Александровский сад, зима 1961 года
Знаменитое фото, на которое можно смотреть вечно и вспоминать с ностальгией своё детство.
Ну и теперь скромное мнение автора. Сам я, так уж вышло, родился в 1978 году. До распада Союза оставалось не так уж и много времени. Но активно изучая историю своей страны и общаясь с более старшими родственниками, я сделал для себя очень простой вывод.
О СССР невозможно говорить однозначно. Какой его период не возьми, в нём будут как плюсы, так и минусы. Например, я недавно я побывал на Магнитогорском металлургическом комбинате и писал о том, как происходила индустриализация на примере Магнитки.
Если брать в масштабах маленького человека или даже отдельной семьи, это просто кошмар или даже геноцид собственного народа. Но если посмотреть более глобально, то не построй в тридцатые годы страна такие мегазаводы ускоренными темпами, смогла бы она тогда победить немецких захватчиков?
О том, насколько важен был тыл для Победы я писал тут:
К сожалению, эту статью прочитало очень мало людей, а эту часть истории мы тоже обязаны знать и помнить.
С другими историческими периодами существования такой великой страны, как СССР, ровно также. Есть то, что сегодня кажется неприемлемым, но есть и то, чего нам сейчас так не хватает.
Каждый из вас, думаю, может набросать целый список, как плюсов, так и минусов. И это нормально. Мы все жили в разные годы и в разных местах. У всех был свой личный опыт и он тоже у каждого человека абсолютно индивидуальный.
На сегодня прощаюсь с вами, друзья. Не забывайте поставить дружеский лайк, а так же подписаться. В моём телеграм-канале Фотохроники Прошлого, можно увидеть ещё множество фото по теме, да и вообще там классно и полезно для развития кругозора. Так что подпишись обязательно!
Читайте также: