Свет - это визуальный язык любого человека занимающегося фотографией: жесткий, мягкий или что–то среднее. Знание того как его использовать позволит тебе определить, что лучше всего подходит для вашего проекта или получить тот вид, который нужен клиенту при фотосъемке. Имейте в виду, что не существует таких понятий, как "хороший" или "плохой" свет – только тот свет, который подходит или не подходит для вашего объекта съемки. Многие люди считают, что смягчение освещения является преимуществом, но это верно только в том случае, если оно подходит для объекта. Всегда бывают моменты, когда тебе нужно сделать освещение жестче или наоборот. Понимание того, когда это делать позволяет полностью изменить настроение изображения. Если тебе нужен более резкий свет, больше текстуры или более сильные тени может подойти жесткий свет. А если тебе нужно придать объекту более молодой вид, скрыть недостатки или осветлить отражающие объекты (например, блестящие или ювелирные изделия) может подойти мягкий свет. Вы также можете смешивать два стиля освещения на фотографии, чтобы сделать изображения "всплывающими" с желаемым световым эффектом "жесткий-мягкий".
Понимание того, что создает жесткий или мягкий свет
В этом разделе будут наиболее важные термины связанные с жестким и мягким светом, такими как зеркальность, теневой переход, контрастность тени и обтекание света. Это поможет распознать освещение и воспроизвести его в своих собственных проектах или по просьбе клиента на фотосессии.
Зеркальность и зеркальные блики
Понимание этого термина поможет тебе решить, как освещать различные типы объектов. Зеркальность относится к зеркальным свойствам поверхности. Гладкие поверхности обычно очень зеркальные, в то время как текстурированные поверхности - нет. Это означает, что они отражают свет по-разному и совсем по-другому. Чем более зеркальная поверхность, тем сильнее блики, которые она будет отражать. В фотографии зеркальная подсветка - это такая, которая выглядит так как будто она непосредственно отражает источник света, поэтому жесткие источники будут давать резкие блики, а мягкие источники света - более мягкие. В некоторых случаях это означает, что блики будут непосредственно повторять форму исходного источника света. Жесткие источники света дают зеркальные блики, мелкие и жесткие, похожие на точечные. Мягкие источники света придают бликам больше глянцевого блеска. Жесткие и мягкие источники света обеспечивают и то, и другое.
Зеркальный контраст
Зеркальный контраст относится к яркости зеркальных бликов по сравнению с другой, правильно экспонированной частью изображения. Жесткие источники света создают блики с большим зеркальным контрастом, чем более мягкие источники. Высокая зеркальность и жесткий источник света означают, что эти блики все равно могут переэкспонироваться, даже если остальная экспозиция нормальная. Снижение зеркального контраста означает, что при той же общей экспозиции вероятность переэкспонирования бликов будет меньше.
Теневой переход
Переход от тени к самой темной точке изображения постепенно переходит к нормальной экспозиции изображения. При жестком освещении переход тени более резкий и отчетливый, при мягком освещении переход менее четкий. При очень жестком освещении переход тени может казаться почти мгновенным. При очень мягком освещении переход тени может быть почти незаметным.
Контраст теней
Контрастность тени определяется как разница в яркости между областью тени и обычной экспозицией. Меньшая контрастность тени делает свет более мягким. Большая контрастность делает свет более жестким. Чем ниже контрастность тени, тем в большей степени можно сказать, что свет создает эффект обтекания. Она регулируется с помощью отражателя или добавления заполняющего света. При использовании единственного источника жесткого света контрастность теней будет высокая. Благодаря более низкому контрасту теней при съемке, освещение выглядит более мягче.
Как настроить жесткий или мягкий свет при фотосъемке?
Сделать свет жестче или мягче можно шестью основными способами на съемочной площадке. Здесь я расскажу про каждый из них. К ним относятся изменение размера источника света, его расстояния, степени фокусировки, уровня рассеивания, направления и, наконец, количества заполняющего света в сочетании с основным источником света.
1. Размер
Чем больше источник света относительно размера снимаемого объекта, тем мягче получается освещение. Поэтому используйте модификаторы, увеличивающие размер источника света, чтобы сделать его мягче, например зонты или софтбоксы. Используйте модификаторы, которые сужают луч, делая его более жестким, то есть маленькие отражатели или светоотражатели.
2. Расстояние
Чем ближе источник света к объекту, тем мягче становится его эффект. Это тот же принцип, что и принцип относительного размера. По мере удаления источника света от объекта его относительный размер уменьшается и свет становится жестче. По мере приближения и относительно увеличения освещение смягчается. В студии большие пространства дают вам больше гибкости в этом вопросе, но даже небольшие изменения расстояния оказывают очевидное влияние. Помните также, что источники света, используемые очень близко к объекту съемки, могут вызвать "горячие точки" при экспозиции. Тем, кто находится дальше, потребуется большая мощность для достижения той же экспозиции.
3. Фокус или степень фокусирования света
Чем более сфокусированными будут световые лучи, тем жестче будет источник света. Примерами сфокусированных источников являются прожекторы или проекторы. Несфокусированные источники рассеивают световые лучи, создавая более мягкий эффект. В высокофокусированном источнике света рассеивание лучей практически равно нулю и этот свет будет оставаться жестким, независимо от того, находится он относительно близко или дальше, поэтому эффект расстояния уменьшается.
4. Диффузия или уровень рассеивания
Рассеивание - это прохождение света через что-либо, что делает его менее сфокусированным. Это увеличивает относительный размер источника света по сравнению с объектом съемки, а также делает его менее сфокусированным. Типичными рассеивателями являются софтбоксы, зонтики для съемки и другие модификаторы света. При рассеивании свет получается мягче и более плотным. Контрастность теней ниже, переходы теней медленнее, а зеркальные блики шире и контрастнее.
5. Направление светового потока
Только направление света может сделать изображение более жестким или мягким. Переместите источник света ближе к оси объектива и тени уменьшатся или исчезнут, что сделает изображение более мягким. Сдвиньте его с оси и тени увеличатся, что сделает изображение более четким.
6. Заливка
Заливающий свет уменьшает контраст теней, поэтому свет кажется мягче, без заливки будет выше. Существует два типа заливки: прямая и рассеянная. Прямой заполняющий свет действует как более жесткий источник света, в то время как рассеянный заполняющий действует как более мягкий источник света.
Использование заливки для создания жестко-мягкого и мягко-жесткого света
Иногда для съемок требуется сделать изображение «все в одном»- с объединенным эффектом жесткого и мягкого освещения. При этом сочетаются высококонтрастные зеркальные блики и резкие переходы теней, что создают низкий контраст теней. Этот источник света четкий, но не слишком жесткий. К нему мы также можем добавить мягко-жесткий свет, который сочетает высококонтрастные, но широкие зеркальные блики со средними теневыми переходами и очень низкой контрастностью. Получаем на выходе готовый вариант светового рисунка «все в одном» с использованием жестко-мягкого и мягко-жесткого света.
Стрит фотографии в цвете
В своих статья мне нравиться показывать свои ежедневные стрит фотографии. Поэтому, в конце сегодняшнего рассказа хочется опубликовать и добавить ноябрьские стрит зарисовки из жизни мегаполиса. Да, это немного не по теме, но соответствует моему основному стилю жизни и хобби в фотографиях. А по теме света хочу лишь добавить, что не бойтесь экспериментов и больше практикуйтесь с разными модификаторами на съемках, а также с различным осветительным фото оборудованием. Покедово!