Любителям новаторского искусства посвящается 🥰 Мало нас, но мы есть!
Что делать, когда тебе хочется написать про искусство, но ты не умеешь 🤔
Вот тебе очень нравится картина, а ты как та собачка, все понимаешь (ой, конечно не всё 😄), но сказать не можешь...
Выход есть! Можно показать 😺
А Беларусь тут причём?! При том, что поезд в Гомель был вечером, а днем я ходила куда хотела, и куда не хотела, но попала 😸 Я почему-то думала, что в Новой Третьяковке, что в парке Музеон, проводят выставки современных художников-неформалов, и мне это даром не надь 😼 Ну, типа недавней Большой Кучи или ветки, прикрепленной скотчем за многие миллионы.
А оказалось, что искусство двадцатого века, это же то самое, что я люблю! Во всяком случае, не скучно 😺
А вот как раз в парке Музеон мне стало скучно (и очень шумно) и я пошла в музей, где, как известно, очень весело (и очень тихо!) 🥳
Дата посещения - 5 сентября 2024 года.
Двадцатый век так то длинный был, и за сто лет сменилось столько течений и художников, что ни в одну статью не вместить...
Поэтому те сто картин, которые меня привлекли (не только в категории "нравится", но и в категориях "а это чо такое вообще?!", "фу, какая безвкусица", "ну, художник и загнул...", "а, что, в этом что-то есть...", "рисовать научись, мазила!" и др.) поделила на две части: художники, выросшие при царизме и художники-современники социализма. Такое, достаточное условное разделение, люди бывает и долго живут, чего только за свою жизнь не застанут.
Ну, и насчет показать. По хорошему, про каждого художника и каждую картину нормальный искусствовед может часами говорить. Я ж могу только краткий оценочный комментарий написать.
Билет стоил 350 рублей в залы с постоянной экспозицией. Они находятся на третьем этаже. На других этажах временные выставки с отдельным билетом.
Пример супрематизма от ученика Малевича. И не надо вот этого "да что там учиться, черные квадраты рисовать" 😸 Для того, чтобы все первоэлементы выстроились в композицию... Ну, попробуйте ☺️ Гармония - вещь тонкая и сложно достижимая.
И небольшая художественная вводная. Мир искусства велик и многогранен. Пейзажами и реалистичными портретами не ограничивается. Я бы даже больше сказала - любой настоящий художник просто мечтает выйти из зоны комфорта, то бишь продаваемых "миленьких картинок". Хотя чаще всего именно они приносят кусок хлеба с маслом. Уж насколько я только с краешку прикоснулась к живописи, но и то уже хочется сделать что-то такое, чего ни у кого не было 😺 Но ни мастерства, ни таланта на это не хватает... Поэтому я с огромным удовольствием смотрю на полет фантазии настоящих творцов! И русский авангард первой трети двадцатого века для меня просто клондайк экспериментального искусства, когда художники искали и новые выразительные средства при работе с формой, цветом, пространством. Нет, я не все принимаю одинаково восторженно, есть, как мне кажется и неудачные эксперименты 🤷
Абстракция малоизвестного художника Плаксина. Но ведь в ней просто чувствуется звук пролетевшего мимо болида на гонках Формулы-1... А до него еще очень далеко ☺️
Портрет почти класический, но в духе того времени. И кажется, эту даму мы где-то видели... Но нет, мы видели портрет Анны Ахматовой от 1915 года 😺 Стиль художника узнаваем!
А вот с этого портрета, несмотря на взгляд в сторону, она смотрит прямо в душу. Экспрессия картины просто зашкаливает, хотя ничего на ней не происходит. А попробуйте представить классический портрет этой же молочницы? По моему, проиграет ☺️
Абстракционизм или тест на воображение ☺️ Первое, что приходит на ум - космос. Полет галактик в космическом мраке... Но не обязательно искать такую конкретику. Есть ощущения движения, загадки, сочетания несочетаемых элементов (жестких решеток и плавных лент), гармонии - значит картина правильная, надо брать 😄 Но не отдадут 🤦
Для большего понимания художника я старалась подбирать разноплановые картины. В более ранней работе Кандинского меньше абстракции, зато больше импрессионизма. Плоский рисунок, крупные пятна без детализации, а в целом очень эмоциональная картина.
И что хочется отметить - великолепное размещение картин на стенах с гармонирующей окраской. Вот как здесь, с сиренево-фиолетовой, которая подчеркивает цветовую палитру картин.
Дошли до отца супрематизма ☺️ А как я оживила черный квадрат 😸 Отсвечивающая дверь в коридор привнесла элемент загадочности в приснопамятный квадрат 😂 И, нет, искать в нем глубокий смысл не стоит, просто черная краска и все. Смысл в протесте и поиске новых форм. А квадрат - это знамя, манифест данного течения.
Не квадратами едиными знаменит Малевич 😺 А еще таким квадратным стилем ☺️ Не вдаваясь в искусствоведческие тонкости, скажу, что это, что мне в его творчестве безусловно нравится!
И для сравнения помещаю очень похожую картину, но более реалистичную. И объем появился, и детализация... А в целом - скучнее 🤷 Графичный вариант намного круче!
А теперь наслаждаемся портретом 😸 Чисто любопытно, этому Матюшину все понравилось? Нет, мне-то нравится, кубизм-супрематизм вещь сложная для исполнения. Надо пространство сначала разобрать на элементы, потом из них сложить новую реальность 👍
А теперь вопрос. Почему это не Малевич, но так на него похоже? Потому что, это ученица Малевича! Но, понятно, что вещь весьма вторичная, а вся слава по праву достается первопроходцу, то есть Малевичу непосредственно ☺️
Но фамилию Лепорской я знаю из других источников. Как художника по фарфору, и вот там у нее в авангардной стилистике созданы уникальные вещи! И именно она сохранила архив Малевича.
Илья Машков - один из основателей общества "Бубновый валет". В которое входили и как основатели, и как наиболее известные художники - Пётр Кончаловский, Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов, Наталья Гончарова.
Чьи картины тоже попали в мою произвольную выборку ☺️
Хлеба и тыквы - практически реализм 😺 Но с большими примесями прочих измов...
А вот портрет 🤦 Что ж, достаю из списка другие категории, кроме восхищения 😼 Например, "ну, художник и загнул..." 😸 Короче, не нравится мне такие эксперименты над беззащитными женщинами 🥴
К авангардистам Юон относится примерно никак. А вот поди ж ты 😀 Потянуло на эксперименты, и получите - революционно-фантастический авангард!
И тут же еще один нежданчик. Кустодиев как-то больше по колоритным купчихам мастер. А тут тебе и аллегории, и символизм, и философичность, и революционность... Кстати, Кустодиев один из основателей соцреализма, как художественного течения.
По форме и образному содержанию творчество Тышлера близко к экспрессионизму и сюрреализму. Но художнику удалось найти свой самобытный стиль, свою сказочную страну 👏
Еще один художник в необычном авангардном ракурсе. Для Пименова характерна нижняя, знаменитая картина, растиражированная на коробках конфет и репродукциях. А "Девушки" - совсем другое направление в живописи, но тему он уверенно поддерживает, воспевая советскую действительность. Но здесь привлекает сочетание рубленых черт лица и воздушность, невесомость одежды. И общая прозрачность картины с небольшим количеством плотных цветных пятен мне очень нравится!
Классика! Ламповая ностальгия ☺️ И вдруг увидела, что раньше не было боковых зеркал на автомобилях! Как они ездили 🤦
Удальцова считается чистой кубисткой, и до начала двадцатых годов она придерживалась этого стиля. Но видимо, все надоедает, и позже она пришла к предметному стилю. В этом натюрморте только влияние кубизма прослеживается, я бы сказала. Больше даже крупные пастозные мазки, чем явный кубизм ☺️ Но натюрморт эффектный!
Грустную историю я расскажу здесь. Из всего наследия художника осталось только две картины, хранившиеся у брата. А остальные, находившиеся в его квартире, были выброшены на помойку и пропали. Эту картину он написал в последний год жизни, изобразив себя в виде призрака. Прожил всего тридцать лет, был активным художником, лидером общества "Цех живописцев", мечтал стать актером. На своих картинах разыгрывал целые представления, многоплановые, с элементами буффонады и мистики.
Всех этих подробностей я не знала, просто картина зацепила сама по себе!
Про кого не начнёшь читать, встречаешь знакомые фамилии ☺️ Узок круг художников вообще, авангардистов в частности 🤷 Учителя и ученики, земляки, состоящие в одних художественных объединениях, жены/мужья 😸 Конкретно Рыбченков писал в разных стилях и материалах, но заносило его и к Малевичу, и к Альтману, к Удальцовой и Поповой ☺️ Да еще и прожил 95 лет, хватило времени на любые эксперименты!
Кто не знает Петрова-Водкина? Я, думаю, таких нет ☺️ Ниже три примера его работ, включая Красного коня, куда ж без него 😀
Но мне больше всего натюрморт этот нравится! Тут, наверное, символов не перечесть, но мне только художественная часть интересна. Такой цвет и свет... Ну правда же, она светится?!
Ниже три варианта творчества Натальи Гончаровой, жены Михаила Ларионова (я ж говорю, все друг другу почти родственники 😀), в паре с ним — одна из основных представителей абстракционистского лучизма. Вот это направление...
Я считаю лучизм здесь явный! Или это что-то другое? 🤔 Оказывается, другое 🤷 Но очень узкая ниша, долго объяснять 😸
Я бы даже сказала, холодная пустота! Все краски холодные, а сама картина напомнила мне упражнение в студии по цветоведению ☺️ Я, правда в таких темных тонах не захотела рисовать, более светлый вариант выбрала. Ой, отвлеклась 🤦 Нашла кого с кем сравнивать 😄
А вот эта вещь просто нравится, без разбора по измам. Правда, моя бы преподаватель заставила складки на салфетке переделать, ввиду их отсутствия 😜
Как ни странно, вроде художники объединились примерно с одними взглядами на творчество, но если у других "валетов" мне много нравится, то у Ларионова лучшее, что я нашла среди его работ - вот эта. Зато она тоже иллюстрирует стиль лучизма. Вроде бы ☺️ И небольшой штрих бытовой. Прожив всю жизнь с Натальей Гончаровой, для брака он созрел только к семидесяти годам 🤔 Художники, они как дети 😄
А теперь кубизм! Ну так, мягкий ☺️ Думаю, прототип себя легко узнал.
Нет, правда, что Фальк картин настоящих кубистов не видел?! Ой, халтура, ой не верю 😂 Но оставляю в категории "что-то в этом есть...".
Один футурист нарисовал другого футуриста... И это гарантия того, что второй не обиделся 😸 Для этого художника у меня заготовлена категория "рисовать научись, мазила!" 😜 В этой картине бесит все! От названия до содержания... Хотя, может, в этом и есть предназначение искусства - не оставлять нас равнодушными ☺️
Пейзаж не бесит. Просто навевает уныние и жалость к художнику. "Но что-то в этом есть..." 😆
"Миллион, миллион алых роз...". Ага, это про него, про Пиросмани. Когда эта песня появилась, я думала, что Пиросмани, вах, какой художник!
И давно уже "вах" заменилось на "фу"...
Один из немногих стилей, которые я вообще не воспринимаю - примитивизм или наивное искусство.
Так то нормальный уровень для оформления деревенской харчевни... Кто сказал, что это круто?!
Вот это круто!!! "В картине звучит мотив неразгаданности тайн мироздания и потаенности знания о нем." Умеют же люди писать 🤷 А мне просто нравится колорит, композиция и таки тайна ☺️
"В юности Аристарх, как и многие, любил Репина. Пройдя через интерес к Врубелю, Борисову-Мусатову, Гогену и его последователям, фовистам, он выработал вполне самобытную манеру письма, в которой большую роль играли яркий цвет, декоративное начало, этюдность композиции и колорит, который был построен на доминирующем розовом цвете. Завершило дело «кубистический» удар – и собственно технический арсенал оказался собран." Хорошо сказано и все по делу!
И серия работ Шагала. Я готовилась к посещению его дома-музея в Витебске ☺️ Правда о том, что надо бы подготовиться, я осознала, только попав в Третьяковку 🤦 Но, все случайности не случайны! Или все, что ни делается, все в лучшему 😺
Про картины и каким жизненным событиям они соответствуют, я подробнее писала в статье про дом-музей.
***
***
И продолжаю про другие находки музейные.
А вот про этого художника вообще никогда не слышала. Фрагмент из панно "Головы", выполненного для ленинградского дома печати. Учился у Филонова. А отчество у него было Ангелович. Это ж как необычно звали его отца ☺️
А вот и картина учителя ☺️ Основателя аналитического искусства.
"Отталкиваясь от принципов кубизма, Филонов считал необходимым обогатить его ограниченный рационализмом метод принципом «органического роста» художественной формы и «сделанности» картин по принципу «от частного к общему», где картина развивается из точки, подобно прорастающему зерну." Теперь и я знаю про аналитическое искусство 😆
А вот на выставку Любови Поповой к 135-летию со дня рождения я бы с удовольствием сходила, но где я, а где Москва 🤷 Меня в ее работах завораживает и тщательно выстроенное пространство и цвет и движение. Математика и жизнь в одном флаконе!
Прошел путь от русского авангарда до соцреализма! Один из основателей "Бубнового валета".
Дедушка Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова.
Прошел путь от классического кубизма до классического пейзажа ☺️ Также связан с "Бубновым валетом". Такого художника не знала, но натюрморт не оставил равнодушной.
***
Если кто дочитал до конца статьи, моргните 😂
***
А в следующей части еще пятьдесят картин из Новой Третьяковки!
Совсем другие ☺️
***
Все статьи по туру здесь:
***