Найти в Дзене
Осенние цветы

Вся Беларусь плюс Москва. Другая Третьяковка. 50 оттенков русского авангарда!

Любителям новаторского искусства посвящается 🥰 Мало нас, но мы есть! Что делать, когда тебе хочется написать про искусство, но ты не умеешь 🤔 Вот тебе очень нравится картина, а ты как та собачка, все понимаешь (ой, конечно не всё 😄), но сказать не можешь... Выход есть! Можно показать 😺 А Беларусь тут причём?! При том, что поезд в Гомель был вечером, а днем я ходила куда хотела, и куда не хотела, но попала 😸 Я почему-то думала, что в Новой Третьяковке, что в парке Музеон, проводят выставки современных художников-неформалов, и мне это даром не надь 😼 Ну, типа недавней Большой Кучи или ветки, прикрепленной скотчем за многие миллионы. А оказалось, что искусство двадцатого века, это же то самое, что я люблю! Во всяком случае, не скучно 😺 А вот как раз в парке Музеон мне стало скучно (и очень шумно) и я пошла в музей, где, как известно, очень весело (и очень тихо!) 🥳 Дата посещения - 5 сентября 2024 года. Двадцатый век так то длинный был, и за сто лет сменилось столько течений и х

Любителям новаторского искусства посвящается 🥰 Мало нас, но мы есть!

Что делать, когда тебе хочется написать про искусство, но ты не умеешь 🤔

Вот тебе очень нравится картина, а ты как та собачка, все понимаешь (ой, конечно не всё 😄), но сказать не можешь...

Выход есть! Можно показать 😺

А Беларусь тут причём?! При том, что поезд в Гомель был вечером, а днем я ходила куда хотела, и куда не хотела, но попала 😸 Я почему-то думала, что в Новой Третьяковке, что в парке Музеон, проводят выставки современных художников-неформалов, и мне это даром не надь 😼 Ну, типа недавней Большой Кучи или ветки, прикрепленной скотчем за многие миллионы.

А оказалось, что искусство двадцатого века, это же то самое, что я люблю! Во всяком случае, не скучно 😺

А вот как раз в парке Музеон мне стало скучно (и очень шумно) и я пошла в музей, где, как известно, очень весело (и очень тихо!) 🥳

Дата посещения - 5 сентября 2024 года.

Двадцатый век так то длинный был, и за сто лет сменилось столько течений и художников, что ни в одну статью не вместить...

Поэтому те сто картин, которые меня привлекли (не только в категории "нравится", но и в категориях "а это чо такое вообще?!", "фу, какая безвкусица", "ну, художник и загнул...", "а, что, в этом что-то есть...", "рисовать научись, мазила!" и др.) поделила на две части: художники, выросшие при царизме и художники-современники социализма. Такое, достаточное условное разделение, люди бывает и долго живут, чего только за свою жизнь не застанут.

И все такое интересное!
И все такое интересное!

Ну, и насчет показать. По хорошему, про каждого художника и каждую картину нормальный искусствовед может часами говорить. Я ж могу только краткий оценочный комментарий написать.

Вход здесь ☺️
Вход здесь ☺️

Билет стоил 350 рублей в залы с постоянной экспозицией. Они находятся на третьем этаже. На других этажах временные выставки с отдельным билетом.

Добро пожаловать в волшебный мир авангардизма и прочих измов 🥰
Добро пожаловать в волшебный мир авангардизма и прочих измов 🥰

Лекция! Переписывать мне её лениво 🤷
Лекция! Переписывать мне её лениво 🤷

Чашник И.Г. "Супрематизм", 1925 г
Чашник И.Г. "Супрематизм", 1925 г

Пример супрематизма от ученика Малевича. И не надо вот этого "да что там учиться, черные квадраты рисовать" 😸 Для того, чтобы все первоэлементы выстроились в композицию... Ну, попробуйте ☺️ Гармония - вещь тонкая и сложно достижимая.

И небольшая художественная вводная. Мир искусства велик и многогранен. Пейзажами и реалистичными портретами не ограничивается. Я бы даже больше сказала - любой настоящий художник просто мечтает выйти из зоны комфорта, то бишь продаваемых "миленьких картинок". Хотя чаще всего именно они приносят кусок хлеба с маслом. Уж насколько я только с краешку прикоснулась к живописи, но и то уже хочется сделать что-то такое, чего ни у кого не было 😺 Но ни мастерства, ни таланта на это не хватает... Поэтому я с огромным удовольствием смотрю на полет фантазии настоящих творцов! И русский авангард первой трети двадцатого века для меня просто клондайк экспериментального искусства, когда художники искали и новые выразительные средства при работе с формой, цветом, пространством. Нет, я не все принимаю одинаково восторженно, есть, как мне кажется и неудачные эксперименты 🤷

Плаксин М.М. "Спектр газов", 1922 г
Плаксин М.М. "Спектр газов", 1922 г

Абстракция малоизвестного художника Плаксина. Но ведь в ней просто чувствуется звук пролетевшего мимо болида на гонках Формулы-1... А до него еще очень далеко ☺️

Альтман Н.И. "Дама у рояля", 1913 г
Альтман Н.И. "Дама у рояля", 1913 г

Портрет почти класический, но в духе того времени. И кажется, эту даму мы где-то видели... Но нет, мы видели портрет Анны Ахматовой от 1915 года 😺 Стиль художника узнаваем!

Григорьев Б.Д. "Старуха-молочница", 1917 г
Григорьев Б.Д. "Старуха-молочница", 1917 г

А вот с этого портрета, несмотря на взгляд в сторону, она смотрит прямо в душу. Экспрессия картины просто зашкаливает, хотя ничего на ней не происходит. А попробуйте представить классический портрет этой же молочницы? По моему, проиграет ☺️

Кандинский В.В. "Движение", 1935 г
Кандинский В.В. "Движение", 1935 г

Абстракционизм или тест на воображение ☺️ Первое, что приходит на ум - космос. Полет галактик в космическом мраке... Но не обязательно искать такую конкретику. Есть ощущения движения, загадки, сочетания несочетаемых элементов (жестких решеток и плавных лент), гармонии - значит картина правильная, надо брать 😄 Но не отдадут 🤦

Кандинский В.В. "Дамы в кринолинах", 1909 г
Кандинский В.В. "Дамы в кринолинах", 1909 г

Для большего понимания художника я старалась подбирать разноплановые картины. В более ранней работе Кандинского меньше абстракции, зато больше импрессионизма. Плоский рисунок, крупные пятна без детализации, а в целом очень эмоциональная картина.

И что хочется отметить - великолепное размещение картин на стенах с гармонирующей окраской. Вот как здесь, с сиренево-фиолетовой, которая подчеркивает цветовую палитру картин.

Малевич К.С. "Черный квадрат", 1915 г
Малевич К.С. "Черный квадрат", 1915 г

Дошли до отца супрематизма ☺️ А как я оживила черный квадрат 😸 Отсвечивающая дверь в коридор привнесла элемент загадочности в приснопамятный квадрат 😂 И, нет, искать в нем глубокий смысл не стоит, просто черная краска и все. Смысл в протесте и поиске новых форм. А квадрат - это знамя, манифест данного течения.

Малевич К.С. "Женщина с граблями", 1928 г
Малевич К.С. "Женщина с граблями", 1928 г

Не квадратами едиными знаменит Малевич 😺 А еще таким квадратным стилем ☺️ Не вдаваясь в искусствоведческие тонкости, скажу, что это, что мне в его творчестве безусловно нравится!

Малевич К.С. "Девушка с красным древком", 1932 г
Малевич К.С. "Девушка с красным древком", 1932 г

И для сравнения помещаю очень похожую картину, но более реалистичную. И объем появился, и детализация... А в целом - скучнее 🤷 Графичный вариант намного круче!

Малевич К.С. "Портрет Матюшина", 1913 г
Малевич К.С. "Портрет Матюшина", 1913 г

А теперь наслаждаемся портретом 😸 Чисто любопытно, этому Матюшину все понравилось? Нет, мне-то нравится, кубизм-супрематизм вещь сложная для исполнения. Надо пространство сначала разобрать на элементы, потом из них сложить новую реальность 👍

Лепорская А.А. "Три женские фигуры", 1932 г
Лепорская А.А. "Три женские фигуры", 1932 г

А теперь вопрос. Почему это не Малевич, но так на него похоже? Потому что, это ученица Малевича! Но, понятно, что вещь весьма вторичная, а вся слава по праву достается первопроходцу, то есть Малевичу непосредственно ☺️

Но фамилию Лепорской я знаю из других источников. Как художника по фарфору, и вот там у нее в авангардной стилистике созданы уникальные вещи! И именно она сохранила архив Малевича.

Машков И.И. "Снедь московская: хлебы", 1924 г
Машков И.И. "Снедь московская: хлебы", 1924 г

Илья Машков - один из основателей общества "Бубновый валет". В которое входили и как основатели, и как наиболее известные художники - Пётр Кончаловский, Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов, Наталья Гончарова.

Чьи картины тоже попали в мою произвольную выборку ☺️

Машков И.И. "Тыква", 1914 г
Машков И.И. "Тыква", 1914 г

Хлеба и тыквы - практически реализм 😺 Но с большими примесями прочих измов...

Машков И.И. "Портрет Виноградовой", 1909 г
Машков И.И. "Портрет Виноградовой", 1909 г

А вот портрет 🤦 Что ж, достаю из списка другие категории, кроме восхищения 😼 Например, "ну, художник и загнул..." 😸 Короче, не нравится мне такие эксперименты над беззащитными женщинами 🥴

Юон К.Ф "Новая планета", 1921 г
Юон К.Ф "Новая планета", 1921 г

К авангардистам Юон относится примерно никак. А вот поди ж ты 😀 Потянуло на эксперименты, и получите - революционно-фантастический авангард!

Кустодиев Б.М. "Большевик", 1920 г
Кустодиев Б.М. "Большевик", 1920 г

И тут же еще один нежданчик. Кустодиев как-то больше по колоритным купчихам мастер. А тут тебе и аллегории, и символизм, и философичность, и революционность... Кстати, Кустодиев один из основателей соцреализма, как художественного течения.

Тышлер А.Г. из "Лирического цикла", 1928 г
Тышлер А.Г. из "Лирического цикла", 1928 г

По форме и образному содержанию творчество Тышлера близко к экспрессионизму и сюрреализму. Но художнику удалось найти свой самобытный стиль, свою сказочную страну 👏

Пименов Ю.А. "Девушки с мячом", 1929 г
Пименов Ю.А. "Девушки с мячом", 1929 г

Еще один художник в необычном авангардном ракурсе. Для Пименова характерна нижняя, знаменитая картина, растиражированная на коробках конфет и репродукциях. А "Девушки" - совсем другое направление в живописи, но тему он уверенно поддерживает, воспевая советскую действительность. Но здесь привлекает сочетание рубленых черт лица и воздушность, невесомость одежды. И общая прозрачность картины с небольшим количеством плотных цветных пятен мне очень нравится!

Пименов Ю.А. "Новая Москва", 1937 г
Пименов Ю.А. "Новая Москва", 1937 г

Классика! Ламповая ностальгия ☺️ И вдруг увидела, что раньше не было боковых зеркал на автомобилях! Как они ездили 🤦

Удальцова Н.А. "Натюрморт. Хлеб", 1923 г
Удальцова Н.А. "Натюрморт. Хлеб", 1923 г

Удальцова считается чистой кубисткой, и до начала двадцатых годов она придерживалась этого стиля. Но видимо, все надоедает, и позже она пришла к предметному стилю. В этом натюрморте только влияние кубизма прослеживается, я бы сказала. Больше даже крупные пастозные мазки, чем явный кубизм ☺️ Но натюрморт эффектный!

Голованов А.С. "Лунная ночь. Город.", 1930 г
Голованов А.С. "Лунная ночь. Город.", 1930 г

Грустную историю я расскажу здесь. Из всего наследия художника осталось только две картины, хранившиеся у брата. А остальные, находившиеся в его квартире, были выброшены на помойку и пропали. Эту картину он написал в последний год жизни, изобразив себя в виде призрака. Прожил всего тридцать лет, был активным художником, лидером общества "Цех живописцев", мечтал стать актером. На своих картинах разыгрывал целые представления, многоплановые, с элементами буффонады и мистики.

Всех этих подробностей я не знала, просто картина зацепила сама по себе!

Рыбченков Б.Ф. "Белые дома. Улица.", 1933 г
Рыбченков Б.Ф. "Белые дома. Улица.", 1933 г

Про кого не начнёшь читать, встречаешь знакомые фамилии ☺️ Узок круг художников вообще, авангардистов в частности 🤷 Учителя и ученики, земляки, состоящие в одних художественных объединениях, жены/мужья 😸 Конкретно Рыбченков писал в разных стилях и материалах, но заносило его и к Малевичу, и к Альтману, к Удальцовой и Поповой ☺️ Да еще и прожил 95 лет, хватило времени на любые эксперименты!

Кто не знает Петрова-Водкина? Я, думаю, таких нет ☺️ Ниже три примера его работ, включая Красного коня, куда ж без него 😀

Петров-Водкин К.С. "1918 год в Петрограде", 1920 г
Петров-Водкин К.С. "1918 год в Петрограде", 1920 г

Петров-Водкин К.С. "Купание красного коня", 1912 г
Петров-Водкин К.С. "Купание красного коня", 1912 г

Петров-Водкин К.С. "Розовый натюрморт. Ветка яблони.", 1918 г
Петров-Водкин К.С. "Розовый натюрморт. Ветка яблони.", 1918 г

Но мне больше всего натюрморт этот нравится! Тут, наверное, символов не перечесть, но мне только художественная часть интересна. Такой цвет и свет... Ну правда же, она светится?!

Ниже три варианта творчества Натальи Гончаровой, жены Михаила Ларионова (я ж говорю, все друг другу почти родственники 😀), в паре с ним — одна из основных представителей абстракционистского лучизма. Вот это направление...

Гончарова Н.С. "Павлин под ярким солнцем (Стиль египетский)", 1911 г
Гончарова Н.С. "Павлин под ярким солнцем (Стиль египетский)", 1911 г

Я считаю лучизм здесь явный! Или это что-то другое? 🤔 Оказывается, другое 🤷 Но очень узкая ниша, долго объяснять 😸

Гончарова Н.С. "Пустота", 1913 г
Гончарова Н.С. "Пустота", 1913 г

Я бы даже сказала, холодная пустота! Все краски холодные, а сама картина напомнила мне упражнение в студии по цветоведению ☺️ Я, правда в таких темных тонах не захотела рисовать, более светлый вариант выбрала. Ой, отвлеклась 🤦 Нашла кого с кем сравнивать 😄

Гончарова Н.С. "Чертополох", 1910 г
Гончарова Н.С. "Чертополох", 1910 г

А вот эта вещь просто нравится, без разбора по измам. Правда, моя бы преподаватель заставила складки на салфетке переделать, ввиду их отсутствия 😜

Ларионов М.Ф. "Голова быка", 1913 г
Ларионов М.Ф. "Голова быка", 1913 г

Как ни странно, вроде художники объединились примерно с одними взглядами на творчество, но если у других "валетов" мне много нравится, то у Ларионова лучшее, что я нашла среди его работ - вот эта. Зато она тоже иллюстрирует стиль лучизма. Вроде бы ☺️ И небольшой штрих бытовой. Прожив всю жизнь с Натальей Гончаровой, для брака он созрел только к семидесяти годам 🤔 Художники, они как дети 😄

А теперь кубизм! Ну так, мягкий ☺️ Думаю, прототип себя легко узнал.

Фальк Р.Р. "Портрет татарского журналиста Рефатова", 1915 г
Фальк Р.Р. "Портрет татарского журналиста Рефатова", 1915 г

Нет, правда, что Фальк картин настоящих кубистов не видел?! Ой, халтура, ой не верю 😂 Но оставляю в категории "что-то в этом есть...".

Бурлюк Д.Д. "Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского", 1916 г
Бурлюк Д.Д. "Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского", 1916 г

Один футурист нарисовал другого футуриста... И это гарантия того, что второй не обиделся 😸 Для этого художника у меня заготовлена категория "рисовать научись, мазила!" 😜 В этой картине бесит все! От названия до содержания... Хотя, может, в этом и есть предназначение искусства - не оставлять нас равнодушными ☺️

Бурлюк Д.Д. "Пейзаж с деревьями", 1912 г
Бурлюк Д.Д. "Пейзаж с деревьями", 1912 г

Пейзаж не бесит. Просто навевает уныние и жалость к художнику. "Но что-то в этом есть..." 😆

Пиросмани Нико "Рыбак среди скал", 1906 г
Пиросмани Нико "Рыбак среди скал", 1906 г

"Миллион, миллион алых роз...". Ага, это про него, про Пиросмани. Когда эта песня появилась, я думала, что Пиросмани, вах, какой художник!

И давно уже "вах" заменилось на "фу"...

Один из немногих стилей, которые я вообще не воспринимаю - примитивизм или наивное искусство.

Пиросмани Нико "Семейная компания", 1907 г
Пиросмани Нико "Семейная компания", 1907 г

Так то нормальный уровень для оформления деревенской харчевни... Кто сказал, что это круто?!

Волков А.Н. "Гранатовая чайхона", 1924 г
Волков А.Н. "Гранатовая чайхона", 1924 г

Вот это круто!!! "В картине звучит мотив неразгаданности тайн мироздания и потаенности знания о нем." Умеют же люди писать 🤷 А мне просто нравится колорит, композиция и таки тайна ☺️

Лентулов А.В. "Звон (колокольня Иван Великий)", 1915 г
Лентулов А.В. "Звон (колокольня Иван Великий)", 1915 г

"В юности Аристарх, как и многие, любил Репина. Пройдя через интерес к Врубелю, Борисову-Мусатову, Гогену и его последователям, фовистам, он выработал вполне самобытную манеру письма, в которой большую роль играли яркий цвет, декоративное начало, этюдность композиции и колорит, который был построен на доминирующем розовом цвете. Завершило дело «кубистический» удар – и собственно технический арсенал оказался собран." Хорошо сказано и все по делу!

Лентулов А.В. "Тверской бульвар", 1917 года
Лентулов А.В. "Тверской бульвар", 1917 года

И серия работ Шагала. Я готовилась к посещению его дома-музея в Витебске ☺️ Правда о том, что надо бы подготовиться, я осознала, только попав в Третьяковку 🤦 Но, все случайности не случайны! Или все, что ни делается, все в лучшему 😺

Про картины и каким жизненным событиям они соответствуют, я подробнее писала в статье про дом-музей.

***

***

Шагал М.З. "Окно на даче. Заольшье близ Витебска", 1915 г
Шагал М.З. "Окно на даче. Заольшье близ Витебска", 1915 г

Шагал М.З. "Ландыши", 1916 г
Шагал М.З. "Ландыши", 1916 г

Шагал М.З. "Венчание", 1918 г
Шагал М.З. "Венчание", 1918 г

Шагал М.З. "Панно для еврейского театра. Музыка", 1920 г
Шагал М.З. "Панно для еврейского театра. Музыка", 1920 г

Шагал М.З. "Панно для еврейского театра. Танец", 1920 г
Шагал М.З. "Панно для еврейского театра. Танец", 1920 г

Шагал М.З., Панно для еврейского театра, 1920 г
Шагал М.З., Панно для еврейского театра, 1920 г

Шагал М.З. "Над городом", 1914 г
Шагал М.З. "Над городом", 1914 г

И продолжаю про другие находки музейные.

Сулимо-Самуйлло В.А. "Домик. Фрагмент панно", 1927 г
Сулимо-Самуйлло В.А. "Домик. Фрагмент панно", 1927 г

А вот про этого художника вообще никогда не слышала. Фрагмент из панно "Головы", выполненного для ленинградского дома печати. Учился у Филонова. А отчество у него было Ангелович. Это ж как необычно звали его отца ☺️

Филонов П.Н. "Композиция с шестью лицами", 1930 г
Филонов П.Н. "Композиция с шестью лицами", 1930 г

А вот и картина учителя ☺️ Основателя аналитического искусства.

"Отталкиваясь от принципов кубизма, Филонов считал необходимым обогатить его ограниченный рационализмом метод принципом «органического роста» художественной формы и «сделанности» картин по принципу «от частного к общему», где картина развивается из точки, подобно прорастающему зерну." Теперь и я знаю про аналитическое искусство 😆

Попова Л.С. "Живописная архитектоника", 1916 г
Попова Л.С. "Живописная архитектоника", 1916 г

А вот на выставку Любови Поповой к 135-летию со дня рождения я бы с удовольствием сходила, но где я, а где Москва 🤷 Меня в ее работах завораживает и тщательно выстроенное пространство и цвет и движение. Математика и жизнь в одном флаконе!

Попова Л.С. "Пространственно-силовое построение", 1921 г
Попова Л.С. "Пространственно-силовое построение", 1921 г

Кончаловский П.П. "Сухие краски", 1913 г
Кончаловский П.П. "Сухие краски", 1913 г

Прошел путь от русского авангарда до соцреализма! Один из основателей "Бубнового валета".

Дедушка Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова.

Куприн А.В. "Натюрморт с тыквой", 1912 г
Куприн А.В. "Натюрморт с тыквой", 1912 г

Прошел путь от классического кубизма до классического пейзажа ☺️ Также связан с "Бубновым валетом". Такого художника не знала, но натюрморт не оставил равнодушной.

***

Если кто дочитал до конца статьи, моргните 😂

***

А в следующей части еще пятьдесят картин из Новой Третьяковки!

Совсем другие ☺️

***

Все статьи по туру здесь:

***