Искусствовед из меня так себе, но зато ничего не мешает поёрничать над некоторыми картинами, которые, с одной стороны, заслужили право экспонироваться в Третьяковской галерее, а с другой стороны, ещё бы понять, чем они это заслужили 🤔
Дата посещения - 5 сентября 2024 года.
Первая часть, про русский авангард, здесь:
А во второй статье ещё 50 картин, и они делятся на две неравные части.
Первая часть приличная - ностальгически соцреалистическая. Но с отступлениями в другие направления.
А вторая - чисто поржать 😸 Про протестно-перестроечное андеграундное и постсоветское вышедшее из подполья. Жалкое зрелище, скажу я вам! Но в Третьяковке 🤷
Хотя пара картин очень даже ничего.
Часть 1. Прекрасное далеко. Или соцреализм - слово не ругательное ☺️
К скульптуре я почти равнодушна. Особенно к классической. Но здесь я просто в шоке! Как?! Такая махина с балансом на одной точке?!
А как момент реалистично передан! Несколько раз обошла по кругу, да и очень выигрышно скульптура в зале размещена. Эффектно! Браво!
И еще та же тема, но в живописи. Мощь и движение, полёт и грация силы 👍
А вот дамы не такие воздушные получились ☺️ Так и работа - не в офисе бумажки перекладывать...
Только один момент странный - тягать вагонетки босиком? Кирзачи здесь бы не помешали...
Очень трогательная картина. И в контексте истории и общее настроение времени передает.
И вдруг необычная работа Дейнеки, из заграничной жизни ☺️ Очень интересна с чисто художественной точки зрения. Возможно какие-то высокие смыслы заложены, но мне просто нравится.
И снова мы на родине.
Люблю разглядывать лица давно ушедшей эпохи.
И, кстати, Ряжский - ученик Малевича. Но к классической манере письма он вернулся уже после увлечения авангардом. И за "Делегатку" Ряжский получил Большую золотую медаль в Париже в 1938 году.
А что это у нас здесь за восстание зомби?
Что хотите говорите, для меня это очень смешная картина, несмотря на тему.
Оказывается, это больше сюрреализм, чем банальный реализм. И про зомби я угадала! Но картина интересная, да.
"Автопробегом - по бездорожью и разгильдяйству!"
"— Как остальные машины?
— Отстали, — равнодушно ответил Остап. — Проколы, поломки, энтузиазм населения. Все это задерживает."
"Кто такой Студебеккер? Это ваш родственник Студебеккер? Папа ваш Студебеккер? Чего вы прилипли к человеку? Русским языком ему говорят, что «студебеккер» в последний момент заменен «лорен-дитрихом», а он морочит голову! "Студебеккер!" "
Да, вот так прямо и захотелось перечитать Золотого Теленка ☺️
И, снова, здравствуйте, Кузьма!
В этой картине очень много деталей. В том числе, главная. Комната раньше принадлежала буржую, и там и сям его вещи видны, а не новоселов. Стул из "дворца" и табуретка, ковер и домотканый половичок, антикварная лампа и буржуйка с медным чайником.
И порадоваться за этих людей хочется, и грустно при этом 🤷
Еще одна бытоописательная картина. Студенческое общежитие. Две девушки готовятся к занятиям. Ничего по сути не происходит, но картина обладает сверхестественным притяжением. Почему? Может это и есть объяснение, что такое талант художника?
Кстати натурщица была одна, работала за обе фигуры. Неслучайно они выглядят похоже ☺️
И перенесемся в параллельную реальность.
"Трагическая подложка с толикой абсурда – секрет таланта Лучишкина."
Просто приглядитесь к фигурам в окнах.
И депрессуху эта картина навевает конкретную... А если дома еще слегка увеличить вверх, то получим современную картину жизни в человейниках. А ведь сто лет прошло - ничего не изменилось, однако 🤷
А теперь усиливаем эффект!
Жутенько, не спорю. Голополосова называют самым-самым советским экспрессионистом. Мунка вспоминаем с его "Криком". Вот-вот, это оно, то самое.
А я чистый соцреализм и не обещала ☺️ Все, что попадалось на глаза, то в "копилку" и складывала
Вещь очень известная, и до сих пор мурашки по коже... И это теперь, а тогда все события совсем рядом еще были.
От этой картины тоже веет чем-то инфернальным.
За эту картину художник получил Гран-При на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Размер картины 383*548 см.
На картине 46 персонажей, рядом висит табличка с подробным перечнем.
Несмотря на Гран-При, картину вскоре задвинули в запасники, потому что 12 человек попали под рeпрессии.
А вообще, первое, что вспоминается глядя на нее, это картина Репина "Заседание Государственной Думы" ☺️
Но, наверное, все такие многолюдные картины похожи друг на друга.
Пора сменить настроение ☺️ На умиротворенно-дачное, например.
Вот! И никакие рeпрессии не страшны 😺 Природа, цветы, дождь, все умытое и блестящее 👍 Просто и со вкусом ☺️
И прекрасное в двойном размере: и живопись и балет.
Собственно в этой картине обычный реализм, без всяких приставок. Но действительность социалистическая, это да ☺️ Прима-балерина Большого театра. Народная артистка СССР (1951). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1946, 1947, 1950).
Хожу я, значит, по залам, хожу... А по музеям ходить, между прочим, нелегкий труд, хоть он и отдых 😄 И очень хочется где-нибудь присесть, чтобы... ну, например, картину получше рассмотреть 🤔 А с посадочными местами здесь небогато. И вдруг вижу диван, мягкий! Так на него же не только присесть, но и прилечь можно! Спина у меня, к сожалению, этого требует 🤷 Лежу, значит, потолок разглядываю... Нет, в Лувре потолки интереснее 😸 Я там первый раз такие диваны увидела, но там их назначение именно для разглядывания потолков. И напугала своим лежанием смотрительницу здесь 🤦 Она подбежала, стала спрашивать, что да как, да что случилось. Но с дивана не выгнала, а я, хорошо отдохнув, пошла дальше ☺️
И набрела на портрет такой шикарной дамы!
Дамой оказалась невестка Горького.
Почитала сейчас ее биографию. О, такая фемм-фаталь... Очень высокопоставленные личности были в ее окружении, но "было или не было" достоверно не известно, но все ухажеры закончили свою жизнь весьма трaгически. Даже в какой-то момент она, якобы, сказала, "Больше ни один одинокий мужчина не войдёт в мой дом". То ли сам Горький, то ли сам Сталин к исчезновению ее друзей руку приложили.
И никаких драм, просто букет сирени ☺️
Но, скажу я вам, рисовать сирень - это aдский труд! Вот этот мильен цветочков... Нет, каждый не надо, но в целом много кропотливой детализации!
Капусту рисовать проще 😄
Не соцреализм... Но и к авангарду этот период его творчества не относится. Хотя все там были, да 😸 Модерн! Капуста в стиле модерн 🤔 Что-то в этом есть... А мне просто нравится, и всё 👍
От портрета капусты (как ее назвали в одном эссе), перейдем к портретам людей. Очень интересный жанр, но и один из самых сложных.
К советским художником Нестерова можно отнести постольку поскольку. Эти портреты он рисовал в возрасте за семьдесят! И не рабочих и крестьян, а представителей интеллигенции ☺️ Причем, хорошо знакомых ему людей, а не заказные портреты. За портрет Павлова Нестеров даже успел получить Сталинскую премию.
От 30-х переходим к послевоeнным годам. Ага, так резко 🤷
С детства знакомая картина, чуть ли не с букваря.
Тоже очень знакомый сюжет ☺️
И сразу "Свадьба с приданым", "Кубанские казаки", "Доярка и пастух" впоминаются ☺️ Разных годов выпуска, но радость социалистического труда примерно одинаково изображали...
Целый зал был посвящен творчеству этого художника и самым главным в нем было поздравления к столетию 🤔 Я спросила интернет, и он ответил, да, именно так, на данный момент Виктору Иванову исполнилось сто лет 👏
А сенокосов много не бывает ☺️
На этом соцреализм закончился, и начались эксперименты советских художников над холстом и красками 🤦
Вернее, картины в стиле реализма были, и много, но всё какое-то неинтересное стало 🤷 Не приглянулось ничего больше. Зато экспериментаторы повеселили!
Часть 2. Недалёкое во всех смыслах. Типа искусство. Андеграунд, однако!
Все творческие люди любят время от времени порассуждать и пожаловаться, как их никто не понимает, власти притесняют, народ не покупает 🤔
И вот они творят нетленку, складывают в стол (или в подпол) и ждут, когда пробьет их час... А называют все это красивым словом андеграунд 🥴
И час пробил! Перестройка, ускорение, всем выйти из сумрака 😆
И тут-то изумленная публика узрела все эти шедевры... И пожалела, что цeнзуры больше нет. А освобожденные художники радостно побежали на запад, чтобы повыгоднее там Родину продать.
Да, я всех этих побегайцев с фигой в кармане, которым творить не давали, уважать никак не могу. И если вспомнить, какие книги и фильмы на волне не свободы, а скорее вседозволенности, стали выходить? Убожество конкретное 🤦 В живописи то же самое. Произошла подмена искусства на конъюктуру. Главное было пнуть советскую власть посильнее, вот тебе и произведение готово! В любой сфере искусства. И вот я думаю, зачем Третьяковка приобретала весь этот шлак? Типа, приметы времени, флер эпохи?
Ладно, согласна, это смешно и развлекательно 😸 Смотрим!
Это картина! А не то, что вы подумали 😸
В принципе, у Кабакова есть картины интересные, та же "Очередь". Но все они с антисоветским душком, как с фирменной меткой. СССР я не идеализирую, теперешняя жизнь мне больше нравится, но все равно считаю, что Родину не выбирают, и любить ее надо всякой, а не пинать и хаять по любому случаю. Хочешь изменить что-то к лучшему - вперед! Не можешь? Значит надо просто жить достойно в предлагаемых обстоятельствах.
Такое вот неизбежное объяснение вышло, хотя я стараюсь избегать всякой пoлитики на канале 🤷 Но тема располагает к расстановке точек над i.
Миленько. Малевич одобрил бы. Но в 1910-м году, а не в 1961-м. Вторично и третично!
О, можно просто ручку расписывать, а потом продать, как картину. А, нет, еще кошку попросить по холсту походить!
Интересно, искусствовед долго может эту картину хвалить? 🤔
Рисунки малолетних внуков не выбрасывайте! Вдруг в Третьяковке место освободится, а у вас уже шедевр наготове, можно будет предложить 😂
Не, а что без названия-то? "Красные круги на черных полосочках" чем плохое название? Неплохая картина, интерьерная... По сравнению с предыдущей мазней, вообще на шедевр тянет 😀 Вот так все и познается в сравнении!
Вот, можно же название придумать! И сразу всё понятно. Без названия я бы решила, что просто круг, а с названием понятно, что композиция 😂 Хотя в предыдущей работе видно, что художница старалась, и линейку и циркуль использовала. А вот здесь как-то без огонька... Одним циркулем обошлась 🤦
Ну, реально, ведь все это было, все возможные сочетания супрематисты использовали, ничего принципиально нового придумать невозможно.
Вот в этой работе что-то есть. Цвет, форма, сочетание...
И название шикарное! Даже гуглить не буду, пусть останется загадкой ☺️
Да висит правильно, крепления сверху!
Отличная интерьерная вещь, я считаю. Только что тоже вторично и без индивидуальности художника 🤷
О, а тут не картина а уже целая инсталляция...
С точки зрения демонстрации законов физики - полезная вещь. Сейчас модно открывать научно-развлекательные центры, типа как у нас "Галилео" есть. Там в увлекательной форме подают детям науку. А что с искусством? Какое-то оно здесь искусственное 😀
А вот это мне очень нравится! Может потому, что это фотографии?
Фотоискусство имеет право быть! И фотохудожник - это не просто на кнопку нажать ☺️
То есть сначала надо придумать идею, потом воплотить ее, а потом много фото создают еще одну фотокартину!
Искренне восхищаюсь 👏
А я так тоже могу 😂 Мастихином по холсту повозить...
Ну, да, краски осенние. Как бы на этом - всё 🤦 Как?! Почему?! В музей?!
И опять таки же, ничего принципиально нового.
Нашла оригинальное:
Что-то в этом есть... 😼 Поди какой-то философии автор сюда напихал, вряд ли просто кувшин и просто стрелы. Но в общем и целом - нравится.
И попала в зал голимой антисоветчины.
Лозунг 🤔 Как много в нем искусства... Два человека, Комар В.А. и Меламид А.Д. не поленились, а сделали в 1984-м году повтор своей работы от 1972-го года! Титанический труд, я щитаю 😂 Никто другой такого сделать бы не мог! Это шедевр! Браво! Бис! Ах, да, на бис и повторили 😸
А другое произведение рисовала целая группа авторов, Группа Гнездо "График истории", 1978 г. А тут им пришлось перелопатить массу фактического материала, конечно, в однова не справиться... Перевожу содержание этого произведения. Со смыслом сложнее 😄
По горизонтали - года, по вертикали - месяца. А в точках пересечения даты съездов КПССС. Мощно задвинули!
Художнички... Пoзор профессии 🤦
А можно я на этой картине глазом отдохну? Такую милую открыточку нарисовали ☺️
Узнаваемый открыточный стиль, только в формате большой картины. Что хотел сказать этим художник, я не знаю, но хоть без пoлитики 😼
И, кстати. Про тех художников, которые мне нравятся, я читаю достаточно полно и много. И про самих, и про конкретную картину, и другие картины посмотрю заодно. Очень мне это интересно!
А вот про этих - даже мысли не возникает поискать дополнительную информацию 😼
О, нашлась в архивах табличка! Да, Соков. "Очки" - авторский вариант 2000 года, в смысле копия от 1976-го года. Да вообще на поток можно поставить, делов-то 😸
Что я вижу, глядя на дату? Что некто Соков "держал фигу в кармане", а как только Андропова не стало (в феврале 1984), так и выдал его портрет! Раньше то поди ссыкотно было...
Ну, как минимум, узнаваемо. Так что художественная ценность какая-никакая присутствует. Но так то и Ильинского в роли бюрократа Огурцова можно было изобразить. Но перестройка началась, пошли робкие попытки пинать ушедших. Нет, я не почитатель наших вождей, я за своевременность критики, если уж молчать не можешь 🤔
В переводе с немецкого "Жизнь превыше всего". Работа интересная. Люди разных профессий с профильным предметом в руках. Пока искала перевод, наткнулась на статью про художника ☺️
"В 1999 году по приглашению немецкого правительства в качестве представителя России создал монументальный триптих «Жизнь превыше всего» для реконструированного Рейхстага в Берлине." Вот откуда взялась надпись на немецком ☝️
Ну и такая многофигурно-повторяющаяся композиция - узнаваемый почерк художника. Живет и работает в Нью-Йорке и Москве. Как бы этим многое сказано 😼
А это даже на обои не тянет...
А вот если бы на название заморочился автор, то хоть что-то обсудить можно было бы... Зато по красочке экономно!
Или это что-то из патриотического? Цвета условных флагов навеяли такие ассоциации 😸 Но в 77-м году разве что Франция или Голландия такими цветами обладали... Так что просто фигня на постном масле 😆
Ну, вот, с названием-то совсем другое дело! Отдельно комната, отдельно голубая... Столько смыслов скрыто в этой картине 🤦 Наверное... Но это не точно 😸 Но что-то в этом есть 🤔😺
Типа, все ушли купаться, одежду бросили на берегу. Или еще драматичнее, в духе Агаты Кристи?
"Четыре негритёнка пошли купаться в море,
Один попался на приманку, их осталось трое. " 🙀
Точно, их было четверо! Четыре рубашки висит...
Высокое! Высокое искусство! 👏😸
Но закончу этот обзор картинами, достойными и внимания и уважения и восхищения.
И изюминка есть в картине, и посмотреть есть на что, и настроение.
И моя любимая из всего современного:
Листья не приклеены! Нарисованы 👍
А здесь есть вообще все, за что я люблю живопись. Мастерство, сюжет, атмосфера, детали, аллюзии... Гиперреализм, так называется это направление. А фигуры в луче света - из "Бабушкиного сада" Поленова. В России был почти неизвестен, поскольку в 90-м переехал в США, но с начала 2000-х стали проводиться выставки и картины попали в музеи.
На этом мой визит в Новую Третьяковку закончился. Но я очень рада, что сподобилась, наконец, там побывать! И второй уровень удовольствия я получила при написании этих двух статей. Столько перечитала, что могу сама экскурсии вести ☺️ При этом я понимаю, что тема весьма узкая, будут ли кому они показаны Дзеном, тут наверняка сказать нельзя. Иногда статьям про художественные музеи дают показы. Но разве столько полезного и интересного я бы прочитала без цели написать эти статьи? Так что польза их несомненна, но весьма локальна 😺
А вдруг еще кому будет интересно? Могу ж я помечтать 🥳
***
Все статьи по туру здесь:
***