Очень часто можно услышать и увидеть в комментариях вопрос: А где школьные профсоюзы? Почему они не защищают права учителей на уровне взаимодействия с администрацией? Ведь многие проблемы и обиды растут именно оттуда.
Я почти много лет проработала в школьном профкоме, была и председателем, то есть представление имею и готова высказать по этой проблеме свои соображения. Поделиться, так сказать, своим опытом.
Начну с того, что моя работа в профсоюзных организациях началась не со школы. Еще работая технологом цеха на приборостроительном заводе, я была членом профсоюзной организации. На нашем заводе была целая психологическая служба, так как генеральный директор был к.п.н., провел даже международный симпозиум на базе нашего оборонного завода. Завод по тем временам был не только оборонный, доля ширпотеба или товаров для населения была тоже значительной (магнитолы «Аэлита», пластмассовые игрушки и т.д.). Все службы на заводе работали как часы, забота о работниках была продумана до мелочей. Профсоюз в цехе работал, не напрягаясь, в основном организовывали торжественные поздравления к праздникам и юбилеям, иногда веселые инсценировки на новый год и оказывали помощь сотрудникам при форс-мажорах.
Когда, после конверсии я попала в свою родную школу, меня поразили отсутствие сплоченности в коллективе (каждый сам за себя) и нарушения трудового законодательства буквально на каждом шагу, особенно это касалось выплаты зарплаты.
А уж в лихие 92-93 годы, было впору кричать караул! Во-первых, детские пособия выплачивали через организацию, но так как у администрации дети были уже взрослыми, их не волновали эти выплаты. Во-вторых, из-за постоянных задержек зарплату выплачивали частями, по принципу: кто смел, тот и съел. Первыми всегда получали администрация и особо приближенные, а остальные могли до двух месяцев ждать выплат. Попытки добиться что-то через профсоюз успеха не имели. Поэтому в какой-то момент произошел «переворот», мы добились переизбрания, в основном в новый профком вошла молодежь, а меня удостоили «чести» возглавить школьную профсоюзную организацию. Скажу сразу, что на районном уровне мы не только не имели поддержки, наоборот нам мешали в работе и откровенно препятствовали в наведении справедливости.
Первое, нам пришлось навести порядок с выплатами детских и зарплат. Обращения к районной администрации (на разных уровнях) не дало никакого эффекта, поэтому были вынуждены обращаться в прокуратуру. Два-три официальных посещения – и выплаты детских пособий стали регулярными, да и с зарплатой стало меньше проблем.
Мне же работа запомнилась тем, что приходилось организовывать все утренники, праздники, причем отношение к профсоюзу (подчеркну – именно в то время) было чисто потребительское: вы должны! Деньгами распоряжался районный комитет, именно от воли (капризов) председателя (освобожденного в то время) зависело получим мы хоть что-то на праздник или нет. И похороны… постоянно была проблема (служб тогда никаких не было, даже купить венок не было возможности). Коллеги-мужчины занимались организацией похорон, а нам приходилось делать венки самим, благо рядом со школой росли ели, а цветы из бумаги я еще в детстве научилась делать.
Молодым любые трудности - только новый задор. Самое печальное в этой истории - прессинг, которому подвергались члены профсоюза и особенно я, как «самая умная» (сарказм). На меня воздействовали и еще как! На самом высоком районном уровне, пытались ломать через моих детей (об этом расскажу подробно отдельно), мне говорили: «Увольняйся!», мне не давали пройти аттестацию. Правда, с началом нового века подул ветер перемен, всё стало устаканиваться, но начались какие-то непонятные подставы внутри коллектива, и я настояла на переизбрании, но членом профкома оставалась еще на добрый десяток лет, пока не заболела мама.
В настоящее время я не вижу работу школьных профсоюзов. Все мероприятия проводят те, кто отвечает за воспитание детей. Если праздник для узкого круга учителей, поручается МО (метод/объединениям) по очереди. Если форс-мажор, то решается на педсовете или собрании (планерке) учителей. Отстаивание каких-то прав? Ни-ни! Если только придет бумага с Рескома. Да и нет сейчас таких вопиющих нарушений со стороны администраций, что были в начале 90х.
Вывод? Отстаивать права коллектива непросто. Хотя, нам, как комплимент, говорили с других школ района: «Мы всегда ждали, чего вы добьетесь, так как после вас начинали выплачивать зарплаты и пособия нам на периферии». А поддержка была со стороны семьи. Выстояли те, у кого были мужья. Но и наш пример послужил предупреждением тем, кто пришел после нас. Теперешние профсоюзы беззубы и бессильны… На всё один уникальный ответ: «Нам некогда. Мы заняты».