Печальная статистика по трудоустройству инвалидов связана с тем, что до сих пор действует мораторий на проверки малого и среднего бизнеса, который был введён ещё во время действия ограничений из-за пандемии коронавируса. Об этом в эфире программы «Законный вопрос. Подкаст» на ДумаТВ заявил зампред комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев (также он является председателем Всероссийского общества инвалидов).
«У нас 4,2 млн людей с инвалидностью в трудоспособном возрасте, из них работает 1,5 млн. При этом система квотирования, она ещё меньше. То есть у нас в стране, если посмотреть, сколько предприятий и сколько они могут предоставить мест, это где-то 400 тысяч мест», - заявил представитель «Единой России» в парламенте.
Депутат уточнил, что инвалиды работают только на 300 тысячах квотируемых мест.
«Знаете, почему такая не очень статистика с трудоустройством? Потому что у нас, по-моему, до сегодня действует мораторий на проверку малого и среднего бизнеса. И даже те административные штрафы, которые были, это все началось с пандемии, якобы. Проверки – нельзя. Поэтому, на самом деле, если посмотреть по статистике, то уровень занятости выше в государственных структурах, чем в бизнесе, потому что в государственных структурах там был какой-то контроль», - добавил он.
Согласитесь, довольно странно, что заместитель председателя профильного комитета Госдумы и глава ВОИ, ссылаясь на статистику, оперирует словами вроде «по-моему», «кажется», «вроде бы» и т. д.
Другое мнение
С Михаилом Терентьевым в заочный спор вступил Илья Миронов, руководитель проекта «Мир реабилитации», который в соцсетях высказал недоумение однобоким объяснением проблемы со стороны депутата.
«Позиция Михаила Терентьева акцентирует внимание на проблемы статистики трудоустройства инвалидов, но его объяснение упирается лишь в недостаток проверок малого и среднего бизнеса. Однако реальная причина такой ситуации куда глубже и серьезнее.
Во-первых, инвалиды часто сталкиваются с неподготовленностью и незаинтересованностью работодателей. Проблема не столько в отсутствии проверок, сколько в нежелании бизнеса адаптировать рабочие места и рабочие процессы для людей с ограниченными возможностями. Это не только моральный долг работодателей, но и их обязанность создавать условия для всех граждан, независимо от их физических возможностей», - приводит свою точку зрения Илья.
Во-вторых, считает он, система квотирования, которую Терентьев упоминает, на самом деле нуждается в фундаментальном пересмотре и развитии. Сегодня квотирование — это больше формальность, нежели реальная программа поддержки. Если на 4,2 миллиона инвалидов всего 400 тысяч квотированных рабочих мест, то это говорит о неспособности системы покрыть даже базовые потребности в трудоустройстве.
Наконец, уровень контроля над выполнением квот остается низким. Даже при наличии квот работодатели часто избегают обязательств или находят лазейки, чтобы не принимать инвалидов на работу. В странах, где трудоустройство инвалидов действительно работает, у государства есть реальный рычаг давления на бизнес и достаточно средств, чтобы контролировать выполнение квот.
«Вместо перекладывания ответственности на пандемию и мораторий, стоит признать, что проблема требует системного решения — от пересмотра законодательства до разработки гибких программ адаптации рабочих мест и обучения сотрудников», - призывает Миронов.
А что официально?
Напомним, что в конце октября Госдума приняла в третьем (окончательном) чтении законопроект, которым предполагается усилить административную ответственность за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приёма на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приёме на работу инвалида в пределах установленной квоты. 10 ноября документ был подписан президентом Владимиром Путиным.
Согласно новым правилам, увеличиваются штрафы для работодателей за неисполнение обязанностей по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, а также за отказ в приёме их на работу в пределах квоты:
- для должностных лиц штраф составит от 20 тысяч до 30 тысяч рублей,
- для индивидуальных предпринимателей — от 30 тысяч до 50 тысяч рублей,
- для юридических лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.