(Мф. 7: 22–23) Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
В тот день — день суда Божия, который наступает для каждого человека по его кончине и наступит для всех людей при всеобщем воскресении.
Эти слова Христовы являются серьезным предостережением всем, кто ищет не чистоты жизни, не средств избавления от страстей, а прозорливцев, чудотворцев, целителей. Господь многим таким «святым» говорит: отойдите от Меня, делающие беззаконие. В чем причина такого ответа?
Оказывается, ни пророчества, ни изгнание бесов Его именем, ни какие угодно другие чудеса, совершаемые человеком или происходящие от его останков (мощей), сами по себе не являются свидетельством его святости, а следовательно, и спасительности этих чудес для человека. Святитель Иоанн Златоуст прямо говорит: «И Христос в тот день (суда) будет давать награды не тем, которые только делали чудеса, но тем, которые исполняли Его заповеди… И в учении о блаженствах Он нигде не упоминает о делающих чудеса, а только — о ведущих жизнь праведную (Мф. 5: 3–12)». «Многие изгоняли даже бесов, но потому, что творили беззаконие, не только не сделались чудными, но еще подверглись и наказанию».
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин писал: «Никто не должен прославляться за дары и чудеса Божии, а всякий только за собственные добродетели, которые требуют деятельности ума и усиленного старания. Ибо весьма часто… люди, развращенные умом, и противники веры именем Господа изгоняют демонов и творят великие чудеса». Плоды таких чудес всегда губительны.
Преподобный Кассиан называет три причины чудесных исцелений. «Первою причиною исцелений, — пишет он, — бывает благодать, производящая чудеса и даруемая избранным и праведным мужам... Вторая причина — назидание Церкви, или вера тех, которые приносят больных для исцеления, или тех, которые желают получить исцеление. В сем случае сила исцелений исходит иногда и от недостойных, и от грешников, о которых Спаситель говорит в Евангелии... Исцеления третьего рода бывают по обольщению и ухищрению демонов. Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому почитаться святым и рабом Божиим... От сего происходит то, что демоны, с воплем именуя людей, не имеющих никаких свойств святости и никаких духовных плодов, показывают вид, будто их святость жжет их и они принуждены бежать от одержимых ими».
Поэтому требуется очень большая осторожность, чтобы не принять за чудо Божье неизвестное явление или действие прямо бесовское, которое может принести неизлечимый вред. Опытные святые подвижники в тех случаях, когда трудно бывает рассудить о природе того или иного необычного явления, дают христианину такой совет: не хули и не принимай! Не хули, поскольку оно, возможно, от Бога, но и не принимай, чтобы не попасть в дьявольскую ловушку и не пострадать тяжко. Оставайся нейтральным. «Святые отцы, — пишет святитель Игнатий, — повелевают подвижнику молитвы при случающихся явлениях вне и внутри себя пребывать равнодушным к ним и не внимать им, не признавая себя достойным видения святого. Они завещают, с одной стороны, не порицать явления, чтобы не подвергнуть порицанию святое, а с другой — никак не вверяться явлению, поспешно признав его истинным, чтоб не впасть в сеть лукавого духа».
Святые небольшое значение придавали чудесам, так как «чудеса, возбуждая удивление, мало содействуют святой жизни» (Преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Послание к Кастору, епископу Аптскому. Введение). Поэтому так серьезно звучит предупреждение святителя Игнатия (Брянчанинова):
«С течением времени, с постепенным ослаблением христианства и повреждением нравственности знаменоносные мужи умалялись. Наконец, они иссякли окончательно. Между тем человеки, потеряв благоговение и уважение ко всему священному, потеряв смирение, признающее себя недостойным не только совершать знамения, но и видеть их, жаждут чудес более, нежели когда-либо. Человеки, в упоении самомнением, самонадеянностью, невежеством, стремятся неразборчиво, опрометчиво, смело ко всему чудесному, не отказываются сами быть участниками в совершении чудес, решаются на это, нисколько не задумываясь. Такое направление опасно более, нежели когда-либо. Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное зрелище многочисленных и поразительных ложных чудес, чтобы увлечь в погибель тех несчастных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами».
_________
Фрагмент книги "Жизнь с Евангелием. Комментарии к Евангелию от Матфея" https://alexey-osipov.ru/books-and-publications/knigi/zhizn-s-evangeliem