Найти в Дзене

Первая пластинка Юрия Антонова: шлягер с цитатой из Битлз, внезапное переиздание

Оглавление

Продолжаем рассказ о первой сольной пластинке-миньоне Юрия Антонова, вышедшей в 1973 году.

Первую часть можно прочитать тут.

Второй песней на пластинке стала композиция "Ну что с ним делать" на стихи маститого поэта-песенника Леонида Дербенёва. Сотрудничество двух авторов продолжалось недолго и закончилось в середине 70-х, но оставило после себя несколько прекрасных песен. Об этом сотрудничестве напишу потом отдельно.

"Ну что с ним делать" - песня тоже довольно наивная, мягкая, добрая. Сделанная в стиле джазовых диксилендов, она и тогда звучала как намеченное ретро. Антоновский вокал "с улыбкой", текст тоже заставляет улыбнуться. Кстати, эта песня, как и на "Третий день" была записана ансамблем Веселые Ребята в несколько иных аранжировках. Конкретно "Ну что с ним делать" сделана в стиле медленного кантри и вышла на миньоне в 1973 году.

Веселые ребята. Миньон 1973 года с двумя песнями Антонова на 1 стороне
Веселые ребята. Миньон 1973 года с двумя песнями Антонова на 1 стороне

Одним из главных осенних шлягеров композитора стала композиция, расположенная на второй стороне пластинки - "У берез и сосен" на стихи Игоря Шаферана.

Это, пожалуй, первый сольный шлягер Юрия Михайловича, который стал популярен на танцах среди молодёжи. И не просто популярен, а стал музыкальным событием того сезона. И ассоциировался именно с его голосом и с его именем (напоминаю, что "Нет тебя прекрасней" спел солист Поющих гитар Евгений Броневицкий).

О песне можно говорить очень долго, но лучше слушать. Хронометраж записи - более шести минут, и тут оркестр решил развернуться. Длинные вставки соло, кода, вступление - все это создает ту самую атмосферу, в которой волшебная мелодия композитора в гармонии со словами смогла раскрыться в полной мере. Всем известен факт, что в качестве мелодическое основы коды была использована цитата The Beatles из песни "A Day In The Life", вышедшей 1 июня 1967 года. Вот, что по этому поводу сказал руководитель оркестра "Современник" Анатолий Кролл:

"Все аранжировки этих песен я сделал лично сам. Что касается включения всем известной мелодии «Битлз» в песню «У берёз и сосен», то это было специально придумано и сделано именно мной и являлось как бы символическим музыкальным дружеским «рукопожатием» между замечательными мелодиями «Битлз» и прекрасными мелодиями Юры Антонова. Он с пониманием принял мою идею и благодарно согласился на такое доброе соседство этих мелодий".
Обратная сторона конверта миньона
Обратная сторона конверта миньона

Как я уже писал в предыдущей части, автор стихов к песне "Третий день" Павел Леонидов вскоре после выхода релиза эмигрировал. Фирме "Мелодия" ничего не оставалось делать, как приостановить тираж и срочно менять песню. Но, видимо, с Современником у Антонова записей больше не было. Поэтому для замены взяли песню в сопровождении инструментального ансамбля "Мелодия" - "Не грусти, пожалуйста" на стихи Онегина Гаджикасимова. Когда была сделана эта запись: то ли до работы с Современником (я склоняюсь к этой версии), то ли специально для замены в срочном порядке, не известно. Но зато сейчас мы можем слышать на одну песню того периода больше, что, конечно, радует. Хотя сама песня потом нигде не исполнялась, не записывалась ни автором, ни другими ансамблями, она тоже довольно приятная, тоже "из тех лет". И тоже осенняя."Тополей густые кроны золотом горят...", "Кончается лето...". Может, замену подобрали по этому принципу.

В итоге на пластинке "Юрий Антонов и оркестр Современник" (на последующих изданиях) осталось только 2 из 3 песни непосредственно с "Современником".

Оборотная сторона конверта после того, как заменили песню "Третий день"
Оборотная сторона конверта после того, как заменили песню "Третий день"

Стоит еще отметить, что песни "Не грусти, пожалуйста" и "Третий день" вошли в большую пластинку "Современника", вышедшую годом позднее.

Юрий Антонов и сёстры Зайцевы в составе Оркестра "Современник". Начало 70-х.
Юрий Антонов и сёстры Зайцевы в составе Оркестра "Современник". Начало 70-х.