Найти в Дзене
oknospb

Мультиэкспозиция на фотопленку.

Сущетвуют камеры у которых взвод затвора синхронизирован с перемоткой пленки (например Зенит 122) и на один и тот же кадр просто не снять, а есть у которых отдельно перемотка, отдельно взвод затвора (например Смена 8М), тогда можно снять на один кадр сколь угодно раз. Есть так же и камеры, у которых можно выставить функцию «мультиэкспозиция», где пленка не будет перематываться на следующий кадр. Как раз такой камерой и сняты кадры, которые вы видите ниже. Итак, с чего надо начать, когда решили попробовать себя в мультиэкспозиции? Конечно же, с задумки! Самое простое и эффективное, когда мы крупный объект совмещаем с мелким и наоборот. Крупным объектом послужит модель Пелагея Фёдорова, а мелким - цветок. Снимается и модель и цветок на черном фоне в режиме "Мультиэкспозиции". Там где черное, будет недостаточно света и на это место можно экспонировать еще раз. Там где белое второй раз уже практически не засветится. Учитываем это! Но сначала промеряем экспозицию. Возможно она у вас будет

Сущетвуют камеры у которых взвод затвора синхронизирован с перемоткой пленки (например Зенит 122) и на один и тот же кадр просто не снять, а есть у которых отдельно перемотка, отдельно взвод затвора (например Смена 8М), тогда можно снять на один кадр сколь угодно раз. Есть так же и камеры, у которых можно выставить функцию «мультиэкспозиция», где пленка не будет перематываться на следующий кадр. Как раз такой камерой и сняты кадры, которые вы видите ниже.

Минольта Динакс 5 с функцией двойной экспозиции
Минольта Динакс 5 с функцией двойной экспозиции

Итак, с чего надо начать, когда решили попробовать себя в мультиэкспозиции? Конечно же, с задумки!

Самое простое и эффективное, когда мы крупный объект совмещаем с мелким и наоборот. Крупным объектом послужит модель Пелагея Фёдорова, а мелким - цветок. Снимается и модель и цветок на черном фоне в режиме "Мультиэкспозиции". Там где черное, будет недостаточно света и на это место можно экспонировать еще раз. Там где белое второй раз уже практически не засветится. Учитываем это!

Minolta Dynax 5, двойная экспозиция
Minolta Dynax 5, двойная экспозиция

Но сначала промеряем экспозицию. Возможно она у вас будет разной, если вы в разных частях помещения и с разным светом подготовыили свои объекты съемки. Диафрашму лучше закрытую (хотя бы 5.6), чтобы попасть в совмещенную резкость (а то будет резкая девушка сидеть на нерезком крае цветка). Считается, что так как СЧ материал получает двойную порцию света, тот экспозицию необходимо уменьшить на 1 ступень. Я так не делаю при съемке на пленку. На цифровом фотоаппарате так оно и работает (там лучше недоэкспонировать, чем переэкспонировать). Тут же, в пленке лучше переэкспонировать, чем недоэкспонировать. Поэтому останусь при рекомендованных экспонометром параметрах. Еще важно. В этой модели камеры (Minolta Dynax 5) нужно ставить режим мультиэкспозиции каждый раз при съемке. То есть камера сняла два раза на один кадр и перемотала пленку, дальше она уже снимает в обычном режиме. Это такая защита от дураков. А то снял двойную экспозицию и положил камеру до следующего Нового года на полочку, а потом взял поснимать и забыл, что там двойное экспонирование J Но тут, при съемке меня это, конечно, раздражает. Так как ровно заметить где цветок, а где сидит модель сложно, то сделаю несколько дублей.

Minolta Dynax 5, двойная экспозиция
Minolta Dynax 5, двойная экспозиция

Второй простой вариант, когда у вас есть крупный объект, например красивая девушка и есть пестрый фон (цветы, деревья, какие-то фактуры). И то, что было черным при съемке приобретет фактуру цветов или деревьев, которые вы снимайте на второй экспозиции. Вот впишу модель в этот фактурный круг. И вот еще в цветы впишу.

Minolta Dynax 5, двойная экспозиция
Minolta Dynax 5, двойная экспозиция

Мы можем сделать фон из фактуры, снимая светлую модель на черном фоне, потом снимаем фактуру. А можем сделать фактуру на человеке, тогда надо снять темный силуэт на светлом фоне, а потом фактуру.

Minolta Dynax 7000х, двойная экспозиция (в другой публикации расскажу как сделать мультиэкспозицию на эту камеру:))
Minolta Dynax 7000х, двойная экспозиция (в другой публикации расскажу как сделать мультиэкспозицию на эту камеру:))

А вот если снимать на камеру, где можно сколь угодно раз снять на один и тот же кадр, то это добавляет нам творческих возможностей. Подобный вариант с цветами сниму на Mamiya RB67 и сделаю тройную экспозицию. И девушка и цветы и фактуры.

Mamiya RB67, тройная экспозиция
Mamiya RB67, тройная экспозиция

Тут я сделаю экспозиционную поправку на 1 ступень, потому что снимаю больше двух раз, соответственно света попадет еще больше. В шахту видоискателя кладу прозрачную пленку с разлиновкой, по которой примерно приблизительно представляю, где у меня что расположено.

Еще вариант для идеи - прозрачные предметы примерно одного вида. Тут хоть пять раз снимай - все будет необычно!

Mamiya RB67, четыре экспозиции
Mamiya RB67, четыре экспозиции

Прием мультиэкспозиции позволяет на одной фотографии получить несколько различных по ракурсу или масштабу объектов, вписать объект в необычную среду. Это безумно увлекательно, весело и часто дает непредсказуемый и необычный результат. Так что пробуйте и не оглядывайтесь, мы на вас не смотрим :)

Minolta Dynax 5, двойная экспозиция
Minolta Dynax 5, двойная экспозиция