Найти тему

«Госпожа Бовари» - антипример настоящей женщины по мнению Гюстава Флобера

Пару слов об авторе

Гюстав Флобер
Гюстав Флобер

Гюстав Флобер (1821-1880) - французский писатель - реалист, один из величайших европейских писателей XIX века. Он родился в Руане в семье хирурга. По некоторым данным, начал писать уже в восемь лет. В 11 лет с коллежским приятелем он организовывает рукописный журнал, в котором через два года появится первый публичный текст.

В 15 лет он встретил жену писателя Мориса Шлезингера – Элизу, которая оказала влияние на чувства Флобера. Свою безответную любовь он пронёс через всю жизнь, и его страсть нашла отражение в романе «Воспитание чувств» (мы его еще прочтём).

Он был замкнутым, очень своеобразным человеком, предпочитал «бедную, тихую жизнь искусства и долгих размышлений», то есть, переводя на привычный нам язык, был депрессивным интровертом.

Писатель страдал эпилепсией, никогда не был женат и не имел детей. У него был роман с писательницей Луизой Коле, который продлился несколько лет.

Ах, «нравственная» Франция!

Руан в наши дни
Руан в наши дни

Роман Флобера называют одним из самых совершенных творений во всей французской прозе. Он писал его на протяжении пяти лет. Вскоре после окончания романа, в 1856 году Флобер и его типограф были привлечены к судебной ответственности за «оскорбление общественной морали, религии и добрых нравов». Возможно, что для своего времени роман и вправду был чрезмерно наполнен «сладострастием», но все пикантные моменты Флобер изысканно прикрывает шторкой и торопливо завершает главу, призывая нас отойти от замочной скважины. Флобер использует интригующий прием, он оставляет читателя снаружи: крестьянского шалаша, в котором совершался первый грех против священных брачных уз; кареты с опущенными шторками, которая по непонятной причине так долго колесит по Руану.

О романе

Прототипом послужила хорошо известная в семье Флобера история Деламара, врача в Ри, неподалеку от Руана. Его жена завела любовника, а когда он ее бросил - отравилась. Флобер решил, что банальный сюжет он приправит незаурядными стилистическими приемами, а также выразит переживания по поводу своей личной жизни.

Впоследствии Флобер утверждал: «Госпожа Бовари- это я!» Это, конечно же, преувеличение. Флобер - реалист был беспощаден к глупости своей любовницы и воспользовался своими наблюдениями при создании образа Эммы Бовари.

Супруг Бовари

Генри Ллойд-Хьюз в роли Шарля
Генри Ллойд-Хьюз в роли Шарля

Флобер знакомит нас с Шарлем Бовари, это ничем не примечательный человек, мы не проникаемся к нему абсолютно никаким чувством.

Автор являет нам образ несуществующего в природе человека. Беззаветно любя жену и слепо доверяя ей, он своими же руками отдает её очередному любовнику, а если тот из вежливости упирается, Шарль твердит: «Это на благо любимой».

Даже когда выдумки Эммы приобретают противоречивый характер, Шарль не сдается в своей безотчетной вере в Эмму. Этим героем Флобер сознательно превращает сюжет в сатиру на семейную жизнь.

Эмма Бовари

Миа Васиковска в роли Эммы
Миа Васиковска в роли Эммы

Начинается история Эммы с ее нравственного становления в монастыре.

«…в церкви ей больше всего нравились цветы, в музыке - слова романсов, в книгах – волнения страстей, таинства же она отвергала…»

- описывал Флобер ограниченность духовного мира героини. Она с большей готовностью внимала запрещенным романам о губительной страсти, о молящихся женщинах «в изящных платьях». Её пленил образ, а не суть.

Обыденность брака и ненаступившее женское счастье рушат её мечты, и на каждого встречного она пытается произвести впечатление светской дамы. Она выписывает модные журналы, стремится мысленно погрузиться в жизнь, которой она навеки лишена в браке с Шарлем.

Постепенно отсутствие материнской и супружеской привязанности делает госпожу Бовари воплощением дьявола. К этому вкрадчиво стремится Флобер на протяжении всего произведения.

Заключение

Миа Васиковска в роли Эммы
Миа Васиковска в роли Эммы

Абсолютное горе, крах целого семейного древа во имя глупости и пошлости госпожи Бовари не оставляет равнодушным ни одного читателя. Кто-то может ей сочувствовать, но любить её мы не находим оснований. Автор не принимает ничью сторону, он всех одинаково презирает. К моменту написания романа Флобер успел охладеть к жизни, к путешествиям, он не нуждается в людях и глубоко порицает женскую натуру. Весь свой скептицизм по поводу лучших проявлений человеческой души он отразил в своём произведении, которое навсегда останется в сердцах поклонников несравненного таланта Гюстава Флобера

А вам понравилась эта книга?