Пару слов об авторе
Гюстав Флобер (1821-1880) - французский писатель - реалист, один из величайших европейских писателей XIX века. Он родился в Руане в семье хирурга. По некоторым данным, начал писать уже в восемь лет. В 11 лет с коллежским приятелем он организовывает рукописный журнал, в котором через два года появится первый публичный текст.
В 15 лет он встретил жену писателя Мориса Шлезингера – Элизу, которая оказала влияние на чувства Флобера. Свою безответную любовь он пронёс через всю жизнь, и его страсть нашла отражение в романе «Воспитание чувств» (мы его еще прочтём).
Он был замкнутым, очень своеобразным человеком, предпочитал «бедную, тихую жизнь искусства и долгих размышлений», то есть, переводя на привычный нам язык, был депрессивным интровертом.
Писатель страдал эпилепсией, никогда не был женат и не имел детей. У него был роман с писательницей Луизой Коле, который продлился несколько лет.
Ах, «нравственная» Франция!
Роман Флобера называют одним из самых совершенных творений во всей французской прозе. Он писал его на протяжении пяти лет. Вскоре после окончания романа, в 1856 году Флобер и его типограф были привлечены к судебной ответственности за «оскорбление общественной морали, религии и добрых нравов». Возможно, что для своего времени роман и вправду был чрезмерно наполнен «сладострастием», но все пикантные моменты Флобер изысканно прикрывает шторкой и торопливо завершает главу, призывая нас отойти от замочной скважины. Флобер использует интригующий прием, он оставляет читателя снаружи: крестьянского шалаша, в котором совершался первый грех против священных брачных уз; кареты с опущенными шторками, которая по непонятной причине так долго колесит по Руану.
О романе
Прототипом послужила хорошо известная в семье Флобера история Деламара, врача в Ри, неподалеку от Руана. Его жена завела любовника, а когда он ее бросил - отравилась. Флобер решил, что банальный сюжет он приправит незаурядными стилистическими приемами, а также выразит переживания по поводу своей личной жизни.
Впоследствии Флобер утверждал: «Госпожа Бовари- это я!» Это, конечно же, преувеличение. Флобер - реалист был беспощаден к глупости своей любовницы и воспользовался своими наблюдениями при создании образа Эммы Бовари.
Супруг Бовари
Флобер знакомит нас с Шарлем Бовари, это ничем не примечательный человек, мы не проникаемся к нему абсолютно никаким чувством.
Автор являет нам образ несуществующего в природе человека. Беззаветно любя жену и слепо доверяя ей, он своими же руками отдает её очередному любовнику, а если тот из вежливости упирается, Шарль твердит: «Это на благо любимой».
Даже когда выдумки Эммы приобретают противоречивый характер, Шарль не сдается в своей безотчетной вере в Эмму. Этим героем Флобер сознательно превращает сюжет в сатиру на семейную жизнь.
Эмма Бовари
Начинается история Эммы с ее нравственного становления в монастыре.
«…в церкви ей больше всего нравились цветы, в музыке - слова романсов, в книгах – волнения страстей, таинства же она отвергала…»
- описывал Флобер ограниченность духовного мира героини. Она с большей готовностью внимала запрещенным романам о губительной страсти, о молящихся женщинах «в изящных платьях». Её пленил образ, а не суть.
Обыденность брака и ненаступившее женское счастье рушат её мечты, и на каждого встречного она пытается произвести впечатление светской дамы. Она выписывает модные журналы, стремится мысленно погрузиться в жизнь, которой она навеки лишена в браке с Шарлем.
Постепенно отсутствие материнской и супружеской привязанности делает госпожу Бовари воплощением дьявола. К этому вкрадчиво стремится Флобер на протяжении всего произведения.
Заключение
Абсолютное горе, крах целого семейного древа во имя глупости и пошлости госпожи Бовари не оставляет равнодушным ни одного читателя. Кто-то может ей сочувствовать, но любить её мы не находим оснований. Автор не принимает ничью сторону, он всех одинаково презирает. К моменту написания романа Флобер успел охладеть к жизни, к путешествиям, он не нуждается в людях и глубоко порицает женскую натуру. Весь свой скептицизм по поводу лучших проявлений человеческой души он отразил в своём произведении, которое навсегда останется в сердцах поклонников несравненного таланта Гюстава Флобера
А вам понравилась эта книга?