Найти в Дзене

Вы вряд ли догадывались о подобном свойстве старинных книг: Сокровище или скрытая угроза

Ваши пальцы касаются старинной книги с плотной тканевой обложкой. В руках любимый томик Диккенса. Одно из первых изданий.
От одной этой мысли кружится голова!

Вы будто перенеслись в Викторианскую эпоху, где каждая книга считалась произведением искусства. Была штучным товаром. А то, что она была современником самого автора, чувствовала тепло и прикосновения людей XIX века - вызывает умопомрачительное чувство связи времен и поколений.

Изображение: tensor.art
Изображение: tensor.art

А знаете, что оказалось?
Химики определили - старинные книги опасны для здоровья. Сама мысль кажется абсурдной, но научные исследования подтверждают - в обложках старинных книг притаилась настоящая угроза.

ЧЕМ ЗНАМЕНИТА ВИКТОРИАНСКАЯ ЭПОХА

Период ее охватывает годы правления королевы Виктории с 1837 по 1901 годы.
Этот век стал символом расцвета промышленной революции, когда технологии и наука начали стремительно развиваться.

В архитектуре, моде и, конечно, книгоиздании эпоха оставила яркий след. Книги писателей того периода стали классикой. Их продолжают с упоением читать и наши современники.

Ну вспомните, это было время Чарльза Диккенса, чьи романы, такие как "Большие надежды" и "Оливер Твист", до сих пор вызывают восторг.
Целые поколения зачитывались произведениями Шарлотты Бронте, включая её знаменитый роман "Джейн Эйр". И Томаса Харди, автора "Тэсс из рода д’Эрбервиллей".
Не стоит забывать и о сэре Артуре Конан Дойле, чьи рассказы о Шерлоке Холмсе стали “иконой” детективного жанра.

Антикварные викторианские книги Чарльза Диккенса и Вальтера Скотта. Источник: ebay.com
Антикварные викторианские книги Чарльза Диккенса и Вальтера Скотта. Источник: ebay.com

А сами книги того времени отличались красивыми, часто яркими обложками, украшенными сложными орнаментами. Цвет, привлекательность и яркость - были важными элементами, которые специально прорабатывались. Книги - было дорогое удовольствие. Они должны были смотреться “дорого-богато”. Ведь цвета играли важную роль в демонстрации статуса и богатства их владельцев.

И вот выяснилось - использование ярких красителей не было столь безобидным, как кажется.
В Викторианскую эпоху химическая промышленность только набирала обороты, и многие процессы были, мягко говоря, небезопасными. Использование токсичных веществ не контролировалось должным образом, что стало “миной замедленного действия” с неожиданными последствиями.

Если вы любите читать, перелистывая страницы «живых книг» и предпочитаете приобретать их в букинистических магазинах - вам следует проявить осторожность.

Полное собрание сочинений Чарлза Диккенса, 20 томов (1868 г.). Источник: ebay.com
Полное собрание сочинений Чарлза Диккенса, 20 томов (1868 г.). Источник: ebay.com

ЧЕМ КНИГИ МОГУТ БЫТЬ ОПАСНЫ

Исследования, проведенные учеными Университета Липскомб, пролили свет на эту мрачную сторону книжной истории.
Современные аналитические обнаружили, элитные книги XIX века содержат в своих обложках ядовитые вещества - свинец, хром и даже мышьяк.

Самый коварный компонент - хромат свинца, известный своим ярко-желтым цветом. Этот пигмент, кстати, использовался не только в обложках книг, но и в произведениях искусства. Знаменитые “Подсолнухи” Ван Гога написаны с использованием желтого хромата свинца.
Весь парадокс сути явлений в том, что это очень устойчивое соединение с высокой яркостью и долговечностью пигмента. За что, собственно, и полюбился. Ведь произведения создавались автором на века.

Книги тоже. Чем насыщеннее был цвет, тем более престижной считалась книга.
Но современные ученые обосновали - длительное воздействие токсичных веществ может нанести серьезный вред организму.
Известно же, затяжное воздействие свинца и мышьяка может привести к легочным заболеваниям, онкологии и другим тяжелым последствиям.

Только не думайте, что в XIX веке ничего не знали о ядовитости мышьяка и свинца. Знали. И использовали. Кстати, в книгах об этом хранится множество исторических свидетельств и художественных описаний.
И промышленники не были тупыми. Просто уже тогда стоял выбор: использовать что-то безопасное и очень дорогое в производстве, или доступные и недорогие вещества.

Производство мышьяка в Англии. Источник изображения: habr.com
Производство мышьяка в Англии. Источник изображения: habr.com

Доступные и недорогие - это химические соединения свинца и хрома, которые обеспечивали яркость и долговечность цвета, а также быстро вошли в обиход благодаря своей дешевизне.
А откровенно ядовитый мышьяк, который преимущественно добавляли для создания зеленых оттенков, - казался отличным выбором из-за его стойкости и способности создавать насыщенный цвет.

Не правда ли, в этом есть что-то странное?
Пытаясь придать своим изданиям респектабельность и утонченность, издатели создали долгосрочные хранилища для ядовитых химических соединений. Ящик Пандоры для любителей старинных книг.

ЧЕМ УГРОЖАЮТ СТАРИННЫЕ ФОЛИАНТЫ

Понятно, никто не станет лизать пальцы, чтобы переворачивать страницы. Или нюхать обложки старинных книг.
Но даже простые неоднократные прикосновения к книге могут быть опасными при длительном контакте.

Вот почему современные библиотеки принимают специальные меры по безопасному хранению таких книг. Ядовитые издания изолируются. Их хранят в специальных условиях, чтобы минимизировать риск для библиотекарей и исследователей.

Всё хорошо, когда речь идет о книгах. Но вспомните - в искусстве и интерьере Викторианской эпохи ядовитые красители использовали не менее активно.
Например, зеленый пигмент на основе мышьяка, применяли для обоев и тканей.

Зеленые обои викторианского интерьера. Источник: kommersant.ru
Зеленые обои викторианского интерьера. Источник: kommersant.ru

Такие обои при определенной влажности и температуре выделяли опасные пары, что приводило к хроническим отравлениям.
Хотя задокументированных случаев отравления относительно немного, в медицинских отчетах того времени упоминаются жалобы на головные боли, слабость и даже серьезные респираторные проблемы у людей, живших в домах с такими интерьерами. Ситуацию усугубляло отсутствие знаний о токсичности химических соединений, поэтому опасные вещества оставались частью повседневной жизни.

Еще такой факт - знаменитые зеленые платья, которые носили модницы того времени, тоже были источником опасности. Исследования показали - эти наряды могли выделять пары мышьяка, вызывая у женщин головокружение и слабость.

А по поводу книг возникает естественный вопрос: это что же получается - букинистическим изданиям грозит разрушительное вторжение ученых. А как же сохранение исторического наследия?
Спешу успокоить: современные методы анализа, такие как рентгенофлуоресцентная спектрометрия, позволяют выявлять токсичные вещества без разрушения обложек. Это значит - можно продолжать исследовать старинные издания и разрабатывать меры по их безопасному хранению.

И вот подумалось, если потенциальная опасность старинных книг так высока - стоит ли вообще сохранять эти сокровища? Может просто заменить копиями, лишенными ядовитых красителей, как думаете?

Делитесь мнением в комментариях.

Ставьте 👍 хорошей статье

И не забудьте подписаться на канал - наши читатели узнаю́т больше, когда вникают в Суть явлений