Найти в Дзене

Знакомство с композитором. ХУГО ВОЛЬФ.

«Представь меня как объективного лирика, который может свистеть на любой манер; которому в одинаковой степени доступны и самая избитая мелодия, и вдохновенные лирические напевы», — так говорил о себе австрийский композитор и музыкальный критик Хуго Вольф.  В историю мировой музыки Вольф вошёл как один из крупнейших мастеров камерно-вокального жанра XIX века, развивший и подытоживший традиции венской песенной классики от Бетховена до Шумана. Называя свои произведения не песнями, а «стихотворениями для голоса и фортепиано», Вольф уделял особо пристальное внимание выбору автора стихов. Он обращался чаще всего к поэзии таких близких по духу авторов, как Э.Мёрике, И. В. Гёте, Н. Ленау, а также к немецким переводам П. Хейзе с итальянского и Э. Гейбеля с испанского. «Одиноким степным волком» называл молодого композитора немецкий писатель Герман Гессе. В 10 лет Вольф поступил в гимназию в Граце, где учился игре на скрипки, а в 15 — стал студентом Венской консерватории. Там он подружился со

Хуго Вольф (1860-1903)
Хуго Вольф (1860-1903)

«Представь меня как объективного лирика, который может свистеть на любой манер; которому в одинаковой степени доступны и самая избитая мелодия, и вдохновенные лирические напевы»,
— так говорил о себе австрийский композитор и музыкальный критик Хуго Вольф. 

В историю мировой музыки Вольф вошёл как один из крупнейших мастеров камерно-вокального жанра XIX века, развивший и подытоживший традиции венской песенной классики от Бетховена до Шумана. Называя свои произведения не песнями, а «стихотворениями для голоса и фортепиано», Вольф уделял особо пристальное внимание выбору автора стихов. Он обращался чаще всего к поэзии таких близких по духу авторов, как Э.Мёрике, И. В. Гёте, Н. Ленау, а также к немецким переводам П. Хейзе с итальянского и Э. Гейбеля с испанского. «Одиноким степным волком» называл молодого композитора немецкий писатель Герман Гессе.

В 10 лет Вольф поступил в гимназию в Граце, где учился игре на скрипки, а в 15 — стал студентом Венской консерватории. Там он подружился со своим сверстником Густавом Малером, в будущем крупнейшим композитором-симфонистом и дирижером.

Вольф всю жизнь был склонен к депрессии и резким перепадам настроения. Поэтому вскоре наступило разочарование в консерваторском обучении, и в 1877 г. Вольфа исключают из консерватории «ввиду нарушения дисциплины» (положение осложнял его резкий, прямой характер). Начались годы самообразования: Вольф осваивал игру на фортепиано и самостоятельно изучал музыкальную литературу.

Вскоре он стал горячим приверженцем творчества Р. Вагнера; вагнеровские идеи о подчинении музыки драме, о единстве слова и музыки были по-своему претворены Вольфом в жанре песни. Смерть кумира в 1883 году стала для Вольфа настоящим потрясением. В последующие годы Вольф часто отчаивался по поводу своего будущего в мире, из которого ушёл его кумир, открывший бескрайний путь для последователей, но не указавший, как по нему идти. Это часто приводило его к резким перепадам настроения, отчуждению от друзей и покровителей. Тем временем его песни привлекли внимание Ференца Листа, которого он очень высоко ценил и к которому прислушивался. По настоянию Листа Вольф пишет своё первое крупное сочинение - симфоническую поэму "Пентесилея".

В 1884—1887 годах Вольф вёл музыкально-критическую колонку в газете, где беспощадно критиковал сочинения, написанные в брамсовском духе, т.е. противоположные вагнеровским началам. За свою язвительность он даже получил прозвище «Дикий Вольф» и нажил немало врагов. Многих композиторов очень ранила его критика, что привело сначала к ответной критике сочинений Вольфа, а потом и вовсе к отказу их исполнения.

Только в 1890-х годах Вольфа стали признавать в качестве композитора. В 1896 г. Вольф завершил «Итальянскую книгу песен» (которую считает своим наилучшим циклом). К концу жизни из-за психо-эмоциональных проблем со здоровьем композитор полностью утратил способность к сочинению.

Хуго Вольф изображен на австрийской почтовой марке 1953 г.
Хуго Вольф изображен на австрийской почтовой марке 1953 г.

Понравилась статья? Подписывайтесь на меня в соц.сетях:

ВК - https://vk.com/innazb

Телеграм - https://t.me/inna_zabruskova

Дзен - @innazb

Инстаграм - @inna.zb