Что такое АртЛитИмаджинариум можно прочитать здесь.
Присоединяйтесь. Ведь правила здесь – чистая условность. Не будем себя ничем ограничивать сегодня.
Картина недели: "Неравный брак" Василия Пукирева (1862)
Что мы видим?
Перед нами сцена венчания, но в ней вы не найдете сопутствующих такому торжеству признаков радости, любви и надежды на счастливое будущее. Жених – богатый самодовольный старик. Невеста – бедная юная красавица. Заплаканное лицо, опущенные плечи, в глазах отчаяние и смирение перед своей судьбой – фигура девушки не может не вызвать сочувствие. Мы, зрители, здесь невольные свидетели печальной истории о неравенстве, о превосходстве денег и власти над молодостью и чистотой. Белое платье невесты, единственное светлое пятно на фоне мрачного окружения, подчеркивает её невинность и хрупкость в циничном мире. Прекрасный ангел на жертвенном алтаре. Ещё мгновение, и невеста, лишившись чувств, упадет в обморок. Но увидим ли мы в этот момент хоть долю сочувствия или раскаяния на лице мучителя? Колкий взгляд жениха скорее выразит досаду и брезгливость к девичьим причудам, чем заботу и любовь. Его уверенность в праве на эту девушку неоспорима. Деньги и власть дают ему основание чувствовать себя хозяином положения, и ни один свидетель данной сцены не решится возразить этому противоестественному союзу. Даже священник как будто с издевкой вглядывается в в бледное лицо девушки. Сегодня он служит не идеалам добра и справедливости, а интересам денег и власти. Гости молча наблюдают, кто-то с любопытством, кто-то с осуждением, кто-то с равнодушием, а кто-то и с завистью.
Контекст и детали:
- Брак не по любви, а по расчету был распространенным явлением в XIX веке. И в литературе, и в живописи того периода такой сюжет авторы использовали часто. Но скорее для того, чтобы подчеркнуть комизм и двусмысленность ситуации. Пукирев показал трагедию неравных браков, подчеркнув жестокую их основу контрастом молодости и старости. И, надо сказать, благотворный эффект от этого был. Парочка пожилых генералов, как фиксировали свидетели, передумала брать в жены молодых девушек под влиянием общественного резонанса, вызванного картиной после её показа.
- Есть мнение, что за сюжетом картины стоит личная трагедия самого Пукирева. Якобы он был влюблён в молодую женщину, но не мог претендовать на её руку из-за своего крестьянского происхождения и отсутствия достаточного состояния.
- Обратите внимание на почти незаметную фигуру старухи, стоящую рядом с женихом. Мы точно не знаем кто это. Возможно, сваха, возможно, мать невесты. На её лице нет ни капли сочувствия к девушке. Скорее во взгляде читается злое торжество. Ей явно этот брак на руку.
- Размеры полотна (174 x 137) позволили художнику изобразить фигуры почти в натуральную величину. И это важная авторская задумка, позволившая зрителю почувствовать себя частью сцены. Впечатление усиливается за счет того, что мы ощущаем себя не просто свидетелями, а соучастниками момента. Как правило, в традиции времени бытовые картины имели более скромный формат.
Пасхалки от Василия Пукирева
- На картине "Неравный брак" Пукирев изобразил самого себя в роли шафера. Таким образом, художник стал частью драмы, которую он же и создал.
- Рядом с шафером изображён друг Пукирева, художник Пётр Шмельков.
- Также на картине можно увидеть голову рамочника Гребенского, который сделал для полотна невообразимую по красоте раму. Она так понравилась Третьякову, что тот стал частым клиентом Грабенского.
Немного о художнике
Василий Владимирович Пукирев родился в 1832 году в крестьянской семье в Тульской губернии. Начальное образование он получил в церковно-приходской школе, затем учился у иконописца. В 1847 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его талант был быстро замечен: в 1860 году он стал академиком, а в 1863 году получил звание профессора за картину «Неравный брак», которая стала вершиной его карьеры. После показа этой картины о Пукиреве заговорили, его признали, и его работы хорошо продавались. Однако этот успех был недолгим. Новые работы не смогли повторить прежнего успеха, и художник, потеряв интерес к жизни, пристрастился к алкоголю. Пукирев умер в бедности и забвении в 1890 году.
А теперь самое интересное – ваше мнение!
И у меня тут два вопроса:
- Какие литературные параллели приходят вам на ум при взгляде на эту картину?
- И что вы думаете о самой картине?
А на канале вас уже очень ждут другие публикации.
Пишу о книгах и их авторах, о кино, искусстве и немного про свою жизнь.
Здесь тоже есть, что почитать, но чаще посмотреть. Там чуть поживее сейчас, приходите:)