Найти в Дзене

АртЛитИмаджинариум. Выпуск 2: "Неравный брак" Василий Пукирев

Что такое АртЛитИмаджинариум можно прочитать здесь.
Присоединяйтесь. Ведь правила здесь – чистая условность. Не будем себя ничем ограничивать сегодня.
Картина недели: "Неравный брак" Василия Пукирева (1862) Перед нами сцена венчания, но в ней вы не найдете сопутствующих такому торжеству признаков радости, любви и надежды на счастливое будущее. Жених – богатый самодовольный старик. Невеста – бедная юная красавица. Заплаканное лицо, опущенные плечи, в глазах отчаяние и смирение перед своей судьбой – фигура девушки не может не вызвать сочувствие. Мы, зрители, здесь невольные свидетели печальной истории о неравенстве, о превосходстве денег и власти над молодостью и чистотой. Белое платье невесты, единственное светлое пятно на фоне мрачного окружения, подчеркивает её невинность и хрупкость в циничном мире. Прекрасный ангел на жертвенном алтаре. Ещё мгновение, и невеста, лишившись чувств, упадет в обморок. Но увидим ли мы в этот момент хоть долю сочувствия или раскаяния на лице мучителя?
Оглавление

Что такое АртЛитИмаджинариум можно прочитать здесь.
Присоединяйтесь. Ведь правила здесь – чистая условность. Не будем себя ничем ограничивать сегодня.

Картина недели: "Неравный брак" Василия Пукирева (1862)

Источник : https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Vasily_Pukirev_-_%D0%9D%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BA_-_Google_Art_Project.jpg
Источник : https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Vasily_Pukirev_-_%D0%9D%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BA_-_Google_Art_Project.jpg

Что мы видим?

Перед нами сцена венчания, но в ней вы не найдете сопутствующих такому торжеству признаков радости, любви и надежды на счастливое будущее. Жених – богатый самодовольный старик. Невеста – бедная юная красавица. Заплаканное лицо, опущенные плечи, в глазах отчаяние и смирение перед своей судьбой – фигура девушки не может не вызвать сочувствие. Мы, зрители, здесь невольные свидетели печальной истории о неравенстве, о превосходстве денег и власти над молодостью и чистотой. Белое платье невесты, единственное светлое пятно на фоне мрачного окружения, подчеркивает её невинность и хрупкость в циничном мире. Прекрасный ангел на жертвенном алтаре. Ещё мгновение, и невеста, лишившись чувств, упадет в обморок. Но увидим ли мы в этот момент хоть долю сочувствия или раскаяния на лице мучителя? Колкий взгляд жениха скорее выразит досаду и брезгливость к девичьим причудам, чем заботу и любовь. Его уверенность в праве на эту девушку неоспорима. Деньги и власть дают ему основание чувствовать себя хозяином положения, и ни один свидетель данной сцены не решится возразить этому противоестественному союзу. Даже священник как будто с издевкой вглядывается в в бледное лицо девушки. Сегодня он служит не идеалам добра и справедливости, а интересам денег и власти. Гости молча наблюдают, кто-то с любопытством, кто-то с осуждением, кто-то с равнодушием, а кто-то и с завистью.

Контекст и детали:

  • Брак не по любви, а по расчету был распространенным явлением в XIX веке. И в литературе, и в живописи того периода такой сюжет авторы использовали часто. Но скорее для того, чтобы подчеркнуть комизм и двусмысленность ситуации. Пукирев показал трагедию неравных браков, подчеркнув жестокую их основу контрастом молодости и старости. И, надо сказать, благотворный эффект от этого был. Парочка пожилых генералов, как фиксировали свидетели, передумала брать в жены молодых девушек под влиянием общественного резонанса, вызванного картиной после её показа.
  • Есть мнение, что за сюжетом картины стоит личная трагедия самого Пукирева. Якобы он был влюблён в молодую женщину, но не мог претендовать на её руку из-за своего крестьянского происхождения и отсутствия достаточного состояния.
  • Обратите внимание на почти незаметную фигуру старухи, стоящую рядом с женихом. Мы точно не знаем кто это. Возможно, сваха, возможно, мать невесты. На её лице нет ни капли сочувствия к девушке. Скорее во взгляде читается злое торжество. Ей явно этот брак на руку.

Фрагмент картины "Неравный брак" Василия Пукирева.
Фрагмент картины "Неравный брак" Василия Пукирева.

  • Размеры полотна (174 x 137) позволили художнику изобразить фигуры почти в натуральную величину. И это важная авторская задумка, позволившая зрителю почувствовать себя частью сцены. Впечатление усиливается за счет того, что мы ощущаем себя не просто свидетелями, а соучастниками момента. Как правило, в традиции времени бытовые картины имели более скромный формат.

Пасхалки от Василия Пукирева

Фрагменты картины "Неравный брак":  Василий Пукирев / Пётр Шмельков / рамочник Грабенский
Фрагменты картины "Неравный брак": Василий Пукирев / Пётр Шмельков / рамочник Грабенский

  • На картине "Неравный брак" Пукирев изобразил самого себя в роли шафера. Таким образом, художник стал частью драмы, которую он же и создал.
  • Рядом с шафером изображён друг Пукирева, художник Пётр Шмельков.
  • Также на картине можно увидеть голову рамочника Гребенского, который сделал для полотна невообразимую по красоте раму. Она так понравилась Третьякову, что тот стал частым клиентом Грабенского.

Немного о художнике

Василий Владимирович Пукирев родился в 1832 году в крестьянской семье в Тульской губернии. Начальное образование он получил в церковно-приходской школе, затем учился у иконописца. В 1847 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его талант был быстро замечен: в 1860 году он стал академиком, а в 1863 году получил звание профессора за картину «Неравный брак», которая стала вершиной его карьеры. После показа этой картины о Пукиреве заговорили, его признали, и его работы хорошо продавались. Однако этот успех был недолгим. Новые работы не смогли повторить прежнего успеха, и художник, потеряв интерес к жизни, пристрастился к алкоголю. Пукирев умер в бедности и забвении в 1890 году.

А теперь самое интересное – ваше мнение!

И у меня тут два вопроса:

  1. Какие литературные параллели приходят вам на ум при взгляде на эту картину?
  2. И что вы думаете о самой картине?

А на канале вас уже очень ждут другие публикации.

Пишу о книгах и их авторах, о кино, искусстве и немного про свою жизнь.

Здесь тоже есть, что почитать, но чаще посмотреть. Там чуть поживее сейчас, приходите:)