О рубрике
Вы наверняка слышали или даже играли в классический "Имаджинариум". Это игра, в которой участники интерпретируют изображения, находя самые неожиданные и забавные ассоциации. Мой "АртЛитИмаджинариум" вырос из этой идеи.
Почему бы не добавить в игру художественные произведения и литературные параллели? – подумалось мне. Только не говорите, что такое уже есть. Хочу пребывать в уверенности, что это моя гениальная идея.
Какой план? Каждую неделю мы оживляем великие полотна, находя в них необычные литературные переклички.
Зачем? Картины и книги говорят на одном языке — о жизни, людях и чувствах. Но иногда нужно немного деталей и контекста, чтобы смыслы вышли на первый план. Поэтому предлагаю разгадывать истории с полотен, узнавать что-то новое и, подключая воображение, обретать вдохновение. Но и это ещё не всё (тоном продавца из телемагазина)! Мы будем не только хорошо и интересно проводить время, но и удивляться тому, насколько разнообразно и неординарно может быть мышление каждого из нас. И, кто знает, наткнёмся на произведения, о которых раньше даже не слышали. Сплошная польза и удовольствие!
Правила игры:
1. Каждую неделю — новый шедевр живописи и его история.
2. В комментариях делитесь:
- Какое литературное произведение приходит на ум при взгляде на картину.
- Чем вас тронула эта ассоциация, что зацепило в сюжете или деталях.
- Какие параллели уловили между произведениями.
3. А если комментариев будет больше, чем один (мой), то буду публиковать списки, составленные из ваших ассоциаций.
Итак.
Картина недели: "Опять двойка" Фёдора Решетникова (1952)
История создания
Перед нами, на первый взгляд, простая и даже немного комичная сцена из школьной жизни: нерадивый ученик приходит домой с очередной двойкой. Но, если присмотреться, можно увидеть целую историю, и даже не одну.
Но сначала надо отметить важный факт: «Опять двойка» — вторая часть «трилогии» Фёдора Решетникова. Первая — "Прибыл на каникулы", третья — "Переэкзаменовка". Это существенно в контексте истории создания картины.
"Прибыл на каникулы" была написана художником четырьмя годами ранее, в 1948 году. На этом полотне изображён мальчик-суворовец, возвращающийся домой к празднику. Несмотря на оптимистичный и праздничный антураж, за этой картиной скрывается драматическая история — мальчик, скорее всего, сирота, как и многие другие суворовцы тех лет, потерявшие родителей на войне. В своё время этот сюжет обрёл культовый статус в СССР: с него было продано около 13 миллионов открыток.
Изначально автор задумывал вторую картину в цикле как жизнерадостную историю с названием "Опять пятерка". Сцена должна была изображать получение отличной отметки у доски. Художник отправился в школу, чтобы делать зарисовки, но, к сожалению, ученик, которого вызвали отвечать, не знал урока. Решетникову эта ситуация показалась гораздо интереснее, ведь в ней было больше места для эмоциональной выразительности и нравоучительного подтекста. И он не прогадал! В советской традиции было принято изображать отличников и передовиков, поэтому такое решение выглядело очень новаторски, но при этом точно полезным для общества, школы и семьи. Картина быстро стала известной, чуть ли не в каждой советской школе висела репродукция "Опять двойки", а миллионы учеников писали по ней сочинение.
В процессе работы над картиной Решетников снова изменил замысел, перенеся героев и драматический момент из школы в домашнюю обстановку. Вдохновением для этого стала его дочь Люба. Маленькая Любаша, вернувшись из школы с плохой отметкой, пыталась незаметно прошмыгнуть на кухню, чтобы избежать осуждающих взглядов. Решетников решил запечатлеть её выражение лица — смесь вины и испуга — на картине. Домашняя обстановка хорошо подчеркивала тезис художника, что плохая оценка — это драма не только ребёнка и семьи, но и всей страны, которая лентяев и хулиганов терпеть не будет.
Как художник рассказывает историю
Решетников, словно режиссёр, строит композицию так, чтобы погрузить зрителя в круговорот взглядов и эмоций. Сначала взгляд останавливается на мальчишке, его неловкой позе, растрёпанных волосах и коньках — он, видно, пропустил уроки ради катания на льду. Затем на сестре, строгой и сдержанной, чьё осуждение чувствуется даже в лёгком повороте головы. Мама — с печальным и тревожным взглядом, в котором читается и надежда, что сын образумится.
Каждая деталь картины вновь возвращает нас к главному герою, глубже раскрывая нам драму семьи:
- Велосипед и ковёр — приметы достатка, в послевоенное время не каждая семья могла позволить себе такие вещи. Не является ли это намеком на то, что материальное благополучие может мешать учебе?
- Часы на стене напоминают о распорядке и дисциплине, который так важно соблюдать, но который юный герой пока нарушает.
- Отца на картине нет — вероятно, он погиб на войне, и теперь мать вынуждена одна воспитывать троих детей.
- Собака единственная здесь, кто искренне рад возвращению мальчика домой. Мы знаем, что художник рисовал все фрагменты картины с натуры. С собакой справиться оказалось сложнее всего. Эту натурщицу пришлось долго угощать колбасой, чтобы добиться неподвижности и преданности во взгляде.
- Улыбка младшего брата сочетает в себе ехидство и искреннюю радость от того, что ругать и наказывать будут не его. Есть версия, что Решетников намеренно провоцировал двух братьев, один из которых позировал для картины, рассказывать детские прегрешения друг друга, чтобы добиться нужного выражения лица.
Немного о художнике
Фёдор Решетников родился в 1906 году в семье иконописца, но рано осиротел и воспитывался старшим братом. Он сумел поступить во ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт) в Москве и позже даже оказался в Арктике, куда отправился как художник с экспедицией на легендарном «Челюскине». Решетников был дважды лауреатом Сталинской премии, а позже стал академиком и вице-президентом Академии художеств СССР.
Пасхалки от Федора Решетникова
В картине «Опять двойка» на стене висит репродукция первой части из авторской трилогии – «Прибыл на каникулы».
А в третьей картине цикла, которая называется «Переэкзаменовка», в левом углу стены висит репродукция «Опять двойки».
P.S. Про картину "Переэкзаменовка" не рассказываю. Там всё настолько приторно в своей нравоучительности, что невольно вызывает эффект обратный задуманному (это я про себя исключительно, конечно).
А теперь самое интересное – ваше мнение!
И у меня тут два вопроса:
- Какие литературные параллели приходят вам на ум при взгляде на эту картину?
- И что вы думаете о самой картине (или о всей авторской трилогии)?
А на канале вас уже очень ждут другие публикации.
Пишу о книгах и их авторах, о кино, искусстве и немного про свою жизнь.
Здесь тоже есть, что почитать, но чаще посмотреть. Там чуть поживее сейчас, приходите:)