Найти в Дзене
Книжный слушатель

Сатира не только политическая, но и литературная. Рисунки, которые вызвали улыбку на выставке «Кукрыниксы»

Многие помнят сатирические рисунки Кукрыниксов, печатавшиеся в советские годы в журнале «Крокодил». Три художника – Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов – объединились под общим звучным псевдонимом, который был составлен из первых букв фамилий и имени участников. Они начали работать вместе в середине 1920х и прославились своими меткими карикатурами. Более 300 работ представлены сейчас на выставке «Кукрыниксы» в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве. Самый масштабный раздел выставки – плакаты и карикатуры, созданные в годы Великой Отечественной войны. Тогда смех над врагом тоже стал оружием, он укреплял боевой дух и уверенность в победе. Послевоенная политическая ситуация в мире давала много поводов для остроумных сатирических рисунков, некоторые из них до сих пор не теряют актуальности. В то же время Кукрыниксы занялись иллюстрациями для литературных текстов, в которых высмеивались человеческие и общественные пороки. Сатирические сказки Салтыкова-Щедрина, «Золото

Многие помнят сатирические рисунки Кукрыниксов, печатавшиеся в советские годы в журнале «Крокодил». Три художника – Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов – объединились под общим звучным псевдонимом, который был составлен из первых букв фамилий и имени участников. Они начали работать вместе в середине 1920х и прославились своими меткими карикатурами. Более 300 работ представлены сейчас на выставке «Кукрыниксы» в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве.

Самый масштабный раздел выставки – плакаты и карикатуры, созданные в годы Великой Отечественной войны. Тогда смех над врагом тоже стал оружием, он укреплял боевой дух и уверенность в победе.

Карикатура для газеты "Правда" 30 октября 1979 года
Карикатура для газеты "Правда" 30 октября 1979 года

Послевоенная политическая ситуация в мире давала много поводов для остроумных сатирических рисунков, некоторые из них до сих пор не теряют актуальности. В то же время Кукрыниксы занялись иллюстрациями для литературных текстов, в которых высмеивались человеческие и общественные пороки. Сатирические сказки Салтыкова-Щедрина, «Золотой теленок» Ильфа и Петрова, «Мертвые души» Гоголя – рисунки с героями и ситуациями из этих книг получались смешными до карикатурности и добавляли эмоций для читателей.

Иллюстрация Кукрыниксов к роману "Золотой теленок" Ильфа и Петрова
Иллюстрация Кукрыниксов к роману "Золотой теленок" Ильфа и Петрова

Хотя иногда усмешка получалась невеселой. Вот Иудушка из романа «Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина – скряга и лицемер, проживший несчастливую жизнь и сделавший несчастными тех, кто рядом. Недавно я слушала аудиокнигу «Господа Головлевы» в замечательном исполнении артиста Александра Клюквина и, разумеется, думала о том, как формируются такой характер, как у Иудушки. По сути, он стал ухудшенной и даже карикатурной копией своей скупой и властной матери. Так что Кукрыниксы точно передали нрав Иудушки в своей карикатурной иллюстрации.

Иудушка Головлев из романа "Господа Головлевы", иллюстрация Кукрыниксов
Иудушка Головлев из романа "Господа Головлевы", иллюстрация Кукрыниксов

Сатирический талант Кукрыниксов был востребован и в театре: они делали декорации и эскизы костюмов для нескольких фарсов и комедий. Меня особенно развеселили персонажи пьесы Маяковского «Клоп», где высмеивались нэпмановские замашки. Гитара, приталенный пиджак, прическа с чубчиком главного героя пьесы Ивана Присыпкина подмечены очень остроумно.

Эскиз к образу Присыпкина из пьесы "Клоп"
Эскиз к образу Присыпкина из пьесы "Клоп"

Но одно дело – литературные персонажи, и совсем другое – реальные литераторы, которых Кукрыниксы запечатлели в шаржах. Реальные литераторы могли бы и обидеться на преувеличенно крупный нос (Корней Чуковский) или пухлые губы (Роберт Рождественский). Впрочем, Кукрыниксы смеялись не над всеми: шарж на Михаила Шолохова совсем не обидный, на его казачьей гимнастерке вместо погон – прославившие его книги.

Шарж на Корнея Чуковского (1934)
Шарж на Корнея Чуковского (1934)

Пожалуй, шаржи Кукрыниксов вполне можно было считать спутниками славы: если знаменитые карикатуристы брались за карандаши, то их рисунки обязательно привлекали внимание публики, а значит, способствовали известности изображаемого человека.

Шарж Кукрыниксов на Михаила Шолохова (1966)
Шарж Кукрыниксов на Михаила Шолохова (1966)
Шарж Кукрыниксов на Роберта Рождественского (1970)
Шарж Кукрыниксов на Роберта Рождественского (1970)