Найти в Дзене
filokrat gnozius

Ультраимпериализм: Раздел II. Часть 1. Глава 4. 4.5.9. Общечеловеческое коллективное сознание

4.5.9. Общечеловеческое коллективное сознание Рассматривая вопрос коллективного сознания нельзя не обратить внимание на то как люди осознавали себя как что-то целое. Сначала как небольшой коллектив, а затем как всё человечество. Мир древнего человека ограничивался той территории где он обитал. А человечество ограничивалось его родом. Но постепенно, с ростом численности, расширялась и территория обитания. А это вело к более близким и частым контактам с другими группами людей. И с этим расширялось понимание того, кого называть людьми. Известно, что во многих языках самоназвание того или иного народа не редко переводится как «люди». То есть мы – это люди, а кто не мы - не люди. Даже если они выглядят как мы. Где-то мне встречался диалог антрополога и представителей одного из племён джунглей амазонки. Вопрос ученого был такой - почему они убивают людей из других племён? Ответ простой - это не люди, они животные. И это утверждение было логически обосновано с точки зрения индейца. То, что он

4.5.9. Общечеловеческое коллективное сознание

Рассматривая вопрос коллективного сознания нельзя не обратить внимание на то как люди осознавали себя как что-то целое. Сначала как небольшой коллектив, а затем как всё человечество.

Мир древнего человека ограничивался той территории где он обитал. А человечество ограничивалось его родом. Но постепенно, с ростом численности, расширялась и территория обитания. А это вело к более близким и частым контактам с другими группами людей.

И с этим расширялось понимание того, кого называть людьми.

Известно, что во многих языках самоназвание того или иного народа не редко переводится как «люди». То есть мы – это люди, а кто не мы - не люди. Даже если они выглядят как мы. Где-то мне встречался диалог антрополога и представителей одного из племён джунглей амазонки. Вопрос ученого был такой - почему они убивают людей из других племён? Ответ простой - это не люди, они животные. И это утверждение было логически обосновано с точки зрения индейца. То, что они выглядят как люди и разговаривают между собой, ещё не делало их людьми в глазах отвечающего.

До того, как люди стали воспринимать других людей как людей, а не как животных, человечество прошло большой путь. Да и сейчас это не изжито полностью. Оно, это отношение, встречается в той или иной форме в обыденном сознании и используется разными политическими силами в виде довольно сложных идеологических построений.

Итак. Расширение обитаемого мира приводило к увеличению контактов между различными группами людей. Контакты эти были либо в виде конфликтов, либо в виде обмена (в том числе заключение браков).

И то и другое выступало источником нового опыта. В случае военного противостояния, если противоборствующие стороны были равны по силам, то они так или иначе учились друг у друга. И постепенно преобразовывали свои общества так, что становились похожими. Что рано или поздно приводило к мысли о том, что твой противник такой же человек. Это не значит, что противостоящие стороны после этого кинутся друг к другу во объятья. Это значит, что они станут призвать друг в друге людей.

И сейчас на примитивном бытовом уровне этот психологический эффект можно наблюдать, когда агрессивный хулиган получает отпор и вдруг начинает уважать того, кого он до этого воспринимал всего лишь как беззащитную жертву.

Кроме того, если во времена присевающего хозяйства предпочтение скорее всего отдавалось полному или частичному (например, истреблялись только мужчины, а женщины включались в племя) геноциду противника, то в производящем хозяйстве противник приобрел ценность как рабочая сила.

Это опять же на значит, что к пленённым людям будет гуманное отношение. Это значит, что за противником признаётся его человечность.

Животное нельзя поработить. Нельзя лишить воли. Потому что оно ей не обладает. Обратить в рабство можно только не раба. То есть сначала человек должен обладать волей и сознанием. А порабощающий его другой человек должен это осознавать. Признавать изначально в нём человека.

Что касается обмена. То в пункте 2.2.1. «О древней торговле и товарообмене» уже было сказано, что обмениваться можно только с тем, кого человек воспринимает, как человека. Тем более это справедливо, если обмен производился не столько вещами необходимыми в быту для выживания, сколько вещами статусными, не утилитарными, имеющими больше символический характер, чем практический. Такой обмен служил коммуникацией между очень удалёнными сообществами. Ведь кроме предметов обмена, люди так же слушали истории о том, откуда они, из каких земель и какие люди там живут. Таким образом, люди даже не зная друг друга общались на больших пространствах. А это расширяло знание о мире и о том, что люди живут не только в обозримой окрестности, но и где-то там - за горизонтом.

С появлением первых империй возникло и осознание того, что какими бы не были разными люди - они люди. Постепенно люди осознавали свою общность и искали основания для преодоления этнических различий и связанных с ними языческих религий. Они искали что-то объединяющее, что-то над национальное, выражаясь современным языком. И это наглядно нашло отражение как в возникших мировых религиях, так и в идее гражданства.

Вызвано это было конечно не тем, что люди вдруг подобрели. А тем, что законы экономического развития требовали создания больших государств. А это в свою очередь вызывало необходимость выработки совершенно новых отношений внутри этих гигантских и очень разнообразных по своему развитию, языку и культуре, сообществ.

Логичным развитием этого процесса (появление единого общемирового хозяйства) будет осознание людьми того, что всё человечество - это одна большая семья. И это осознание будет основой, стержнем коллективного сознания всего человечества.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

К СОДЕРЖАНИЮ