4.5.1. Возникновение классового сознания. Условие 1: границы классов.
В отличие от геометрических фигур или звезд, или автомобилей, классовое деление в человеческом обществе обстоит несколько иначе. Классы в обществе не какие-то биологические виды или автомобили. Границы между ними проницаемы.
Поэтому у человека в течении его жизни есть возможность менять свою классовую принадлежность. По объективным и субъективным причинам. Объективные - природные и общественные изменения и катаклизмы, субъективные – стремление человека поменять своё положение в обществе.
Поэтому классовая борьба и классовые противоречия в обыденной жизни у отдельного человека, без специальной намеренной работы с его сознанием, воспринимаются не так остро, как борьба между разными социальными группами или личностями. И если она и проявляется у него, то в первую очередь оформляется в виде борьбы против конкретного представителя класса или организации. Но не класса в целом как явления.
Для активного, осознаваемого классового противостояния должно быть классовое сознание (пусть и звучит это как тавтология). Под классовым сознанием (как и любым другим коллективным сознанием) я подразумеваю: 1 осознание человека себя как члена коллектива (класса), 2 понимание единства интересов своего коллектива (класса) и своих интересов.
Само по себе наличие или отсутствие собственности (и принадлежность к классу) взятое вне общественных отношений не ведёт автоматически к возникновению не только классового, но и вообще хоть какого-то коллективного сознания.
Классовое сознание может сформироваться в первую очередь только когда возникает явное, очевидное разграничение субъекта и объекта: я – он, мы - они. То есть должны возникнуть зримые, осознаваемые границы. Общество должно быть относительно чётко разделено на слои и группы. То есть классы должны получить формальные границы. И чем эти границы жестче, тем больше вероятность осознанного обособления групп людей внутри общества.
При этом, это разграничение должно быть не кратковременным, а на протяжении длительного времени. Например, на протяжении жизни человека, а лучше нескольких поколений. Тогда обязательно возникнет субкультура, которая уже будет явным обеляющим признаком, проявляем и отражением коллективного сознания.
Это наиболее наглядно выражено в сословном и кастовом обществе. Где уже есть юридически оформленные границы, препятствующие вертикальной (возможность менять своё общественное положение на более высокое), а часто и горизонтальной (менять место жительства или место/сферу работы) социальной мобильности.
Только в этом случае (существование границ) классы получают возможность для полноценного, устойчивого формирования классового сознания. Обособляясь от других, замыкаясь на себе и рефлексируя. В обществе, где разделение людей на господ и рабов, на бар и холопов каким-либо образом оформлено (в форме норм права, религиозных традиций или идеологических конструкций и тем более территориально), имеет более выраженное классовое сознание, чем общество где этого нет. Или по крайней мерее имеет больше предпосылок для его возникновения.
Стоит отметить, что стремление к такому оформлению неизбежно. В силу следующих причин. Человек добившийся высокого положения в обществе, не желает терять его. Поэтому он будет искать способы закрепления своего положения, в том числе подавляя, тех, кто находится ниже его на социальной лестнице – всячески ограничивая их возможности к движению наверх. А чтобы это подавление было более надёжным он будет объединяться с такими же как он. Потому что коллективное действие всегда сильнее индивидуального.
Горизонтальная мобильность.
Сюда же нужно отнести не только вертикальную мобильность населения, но и горизонтальную. Что я имею ввиду? Горизонтальная мобильность, это возможность человека менять своё положение в обществе с необязательным изменением своего материального благополучия. Другими словами, возможность поменять работу, если человек по каким-либо причинам ушёл или лишился предыдущей. Это перемещение может заключаться либо в рамках одной и той же сферы деятельности. Т.е. человек не поменял профессию, а просто перешёл в другую аналогичную организацию. Либо человек сменил сферу деятельности. Например, из фабричного рабочего, человек переходит в сферу услуг. Становится водителем грузовика или шофёром в такси.
Высокая горизонтальная мобильность так же препятствует созданию устойчивых групп, способных к коллективным действиям. Тем более, если это происходит со сменой сферы деятельности. Тем более если эта сфера деятельности относится к торговле и услугам. Последнее обусловлено тем, что в сфере производства имеется определённый период времени прежде чем товар будет произведён и реализован. А для его производства нужен слаженный (!) труд коллектива людей. И как правило, это труд осуществляется в рамках одной территории. То есть, группа трудящихся вынуждена быть ограниченной в пространстве и времени на период производства и сам характер труда заставляет участвующих в производстве создавать коллектив.
В торговле или сфере услуг не всегда такое возможно. А нередко вообще невозможно.
Но до тех пор, пока в обществе присутствует достаточная социальная мобильность, когда человек предполагает, что он способен изменить своё положение в обществе в лучшую сторону (стать собственником, например), используя существующие правила этого общества (сюда же относятся и незаконные, криминальные методы), его классовое сознание не получит должного развития. Оно всегда будет подвержено изменению. Или будет находится в «спящем», не развитом состоянии. Именно поэтому можно наблюдать «пролетариев» с буржуазным сознанием. И «капиталистов», осознающих несовершенство капиталистической системы и борющихся против неё.
Поэтому классовая принадлежность не обязательно определяет индивидуального классового сознания. Именно потому что классы - это абстрактные политэкономические категории. Это не классы в биологии или классы легковых автомобилей.