Найти в Дзене
filokrat gnozius

Ультраимпериализм: Раздел II. Часть 1. Глава 4.4.5.2. Возникновение классового сознания. Условие 2: формальные объединяющие признаки классов

4.5.2. Возникновение классового сознания. Условие 2: формальные объединяющие признаки классов. Для осознания себя как отдельной группы нужна обособленность этой группы. Но кроме этого должны быть некие общие признаки для идентификации членов группы, которые служат границами разделения, понимания: свой-чужой. Они должны быть зримыми, наглядными или хотя бы интуитивно понятными. В обыденной повседневной жизни это просто - язык, одежда, цвет кожи, поведение, территория. То, что делает одних похожими друг на друга и отделяет от тех, кто на них не похож. Особенно это важно в отношении языка. Если нет общего языка, то объединение в группу, а, следовательно, и возникновение общего сознания очень усложняется. И речь здесь не только о естественных национальных языках. Речь о смыслах, понятиях. Группа должна находится в одном семантическом поле. Иметь похожую картину мира, описываемую понятным им языком. Но когда дело касается экономической сферы, то обособленность групп является не такой очевид

4.5.2. Возникновение классового сознания. Условие 2: формальные объединяющие признаки классов.

Для осознания себя как отдельной группы нужна обособленность этой группы. Но кроме этого должны быть некие общие признаки для идентификации членов группы, которые служат границами разделения, понимания: свой-чужой. Они должны быть зримыми, наглядными или хотя бы интуитивно понятными.

В обыденной повседневной жизни это просто - язык, одежда, цвет кожи, поведение, территория. То, что делает одних похожими друг на друга и отделяет от тех, кто на них не похож. Особенно это важно в отношении языка. Если нет общего языка, то объединение в группу, а, следовательно, и возникновение общего сознания очень усложняется. И речь здесь не только о естественных национальных языках. Речь о смыслах, понятиях. Группа должна находится в одном семантическом поле. Иметь похожую картину мира, описываемую понятным им языком.

Но когда дело касается экономической сферы, то обособленность групп является не такой очевидной.

Если брать классический капитализм 19 века, описанный Марксом, то он ещё во многом сохранял сословное деление общества. Люди за тысячелетия жизни в таком обществе «привыкли» к нему. И это не могло совсем исчезнуть, а наоборот довольно долго сохранялось по инерции. Были господа, а были слуги. И это способствовало формированию коллективного сознания разных групп. Благодаря сословному делению буржуазия получила возможность оформится как отдельная группа общества и осознать свои интересы.

Вместе с буржуазией возможность формирования своего классового сознания получил и пролетариат. Это два класса, которые возникли одновременно. И один без другого не могли бы появиться. Но в отличии от пролетариата буржуазия имела своего исторического предшественника в виде купеческого сословия и крупных землевладельцев. И пролетариата такого предшественника не было. Он формировался с нуля из крестьян и городской бедноты, по сути деклассированных, оторванных от своего класса, но ещё не ставших новым классом.

С экономической идентификацией в форме классов, описанной Марксом, дело обстоит сложнее. Ей препятствует следующие особенности психологии. Если общество не является сословным или кастовым и если в нём:

  1. Разница между двумя соседними условными группами, стоящими на разных ступенях пирамиды благосостояния, оценивается как что-то небольшое и не воспринимается как что-то недостижимое и несправедливое.
  2. Существует высокая вертикальная динамка в обществе, когда в течении короткого срока человек или группа людей могут менять своё благосостояние.

То есть, не смотря на объективное классовое деление общества, классовое сознание имеет мало шансов на возникновение.

Человеку легче самоопределиться по профессиональному, территориальному или этническому признаку. Так как являясь членом того или иного сообщества он может явно, быстро и четко отличить себя. А вот осознать своё единство с таким же рабочим другого, иногда конкурирующего завода, не говоря уже о рабочих где-то на другой стране, не так-то легко.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

К СОДЕРЖАНИЮ