По пути из Глубокого сделал остановку в деревне Порплище. Она лежит на полпути между Глубоким и соседним райцентром Докшицами. Опять же, внимание привлекли два храма, стоящие друг напротив друга, через дорогу. В отличие от более западных, почти сплошь католических, районов, эта местность конфессионально смешанная, переходная между православным и католическим ареалами.
Православная Преображенская церковь в Порплище — образчик простого и грубоватого народного зодчества с элементами классицизма. Отличительная особенность церкви — визуально заметный наклон барабана с куполом. Такая пизанская башня по-белорусски:
Информационная табличка на белорусском языке. Обратите внимание, униатская церковь названа «русской». Это важно для понимания того, почему унию с такой легкостью и быстротой удалось упразднить. Униатская церковь оставалась по самосознанию русской, обособленной от латинского и польского костёла, а значит, в ней всегда жил червь сомнения по поводу правильности подчинения Риму. Более того, поскольку уния так и не сделала «восточный обряд» равноправным с «латинским», после присоединения к России среди униатов закономерно возникло течение за возвращение в православие, которое, к тому же, теперь было не презренной «схизмой», как в Речи Посполитой, а господствующей верой. Плюс, конечно, личностный фактор митрополита Иосифа Семашко, который пользовался большим авторитетом среди униатского духовенства и смог организовать процесс воссоединения вопреки сопротивлению и интригам как поляков, так и пропольски настроенного российского чиновничества:
Костёл я сперва принял за новодел, но, присмотревшись, понял, что здание все-таки старинное. Все оказалось еще интереснее — костёл был построен при межвоенной Польше:
Посвящение у храма интересное — Матери Божьей Королевы Короны Польской. Вот так и стоят друг напротив друга два храма двух вер — русской и польской. Очень символично: