Вот что читаем в «Нравах Растеряевой улицы».
В городе Т. существует Растеряева улица.
Принадлежа к числу захолустий, она обладает и всеми особенностями местностей такого рода, то есть множеством всего покосившегося, полуразвалившегося или развалившегося совсем. Эту картину дополняют ужасы осенней грязи, ужасы темных осенних ночей, оглашаемых сиротливыми криками "караул!", и всеобщая бедность, в мамаевом плену у которой с незапамятных времен томится убогая сторона…
…Растеряева улица лежит на городской стороне, но общий колорит рабочего города отразился и здесь. Вот, между прочим, в лачуге, ниоткуда не защищенной заборами, проживает представительница собственно растеряевского мастерства, старая солдатка, "кукольница". Под ее дряхлыми пальцами цветет отечественная скульптура; в летние, погожие полдни на завалинке ее лачуги непременно сушится несколько глиняных офицеров и дам и бесчисленное множество лошадей-свистулек с одними передними ногами. Растеряевские мальчишки запасаются этими свистящими конями и в течение целого года разнообразят смертельно пронзительным свистом свое горестное существование. В таких же лачугах живут сверлилыцицы, наждашницы, женщины и девушки, занимающиеся на фабриках. В этой же улице живут гармонщики, токари, наводияыцики и т. д. На конце улицы, упирающейся в широкое Воронежское шоссе, виднеется квадратное здание из темно-красного кирпича самоварная фабрика. Все эти мастерства дают Растеряевой улице несколько иную сравнительно с другими захолустьями физиономию. В дни отдыха молчаливая физиономия ее оживляется драками и пьяными, разбросанными там и сям. В будничные дни к звонкому пению кур присоединяется стук молотков, то вперемежку, то сразу вдруг обрушивающихся на отчеканиваемую металлическую массу; звуки гармонии, на которой мастер для пробы тронул с "перехватом"; жужжание токарного станка - и надо всем этим, по обыкновению, тихая песня. В темные зимние вечера, когда бывали обыкновенно везде уже заколочены наглухо ворота и ставни и обыватели ложились спать, окна фабрики были еще ярко освещены, из осьмигранной трубы медленно выползали большие мутно-красные искры, тотчас же потухавшие в темном воздухе. Никем не вспоминаемая, никем не сторожимая, Растеряева улица покорно несет свое бремя - нужду. Стук молотков, постоянная песня или бойкая шутка мастерового, идиллическая веселость детских уличных игр или развеселая сцена бабьего столкновения, разыгравшаяся среди бела дня и среди улицы, все эти внешние, уличные проявления растеряевской жизни не дают, однако, никакого понятия о том темном горе жизни растеряевского обывателя, которое гнетет его от колыбели до могилы…
В начале XIX века эта улица именовалась Добрынинской в честь проживавших здесь тульских торговцев и занимавшихся строительством, доставкой блоков и сукна. После она стала называться Никитской (Староникитской) по названию храма Никиты Новгородского, находившегося поблизости, находящегося сейчас в полуразрушенном состоянии. В ней находилась первая в Туле публичная библиотека. В «Тульских епархиальных ведомостях» протоиерей Г. Панов писал: «Староникитская библиотека одна из самых замечательных церковных библиотек Тульской епархии. Едва ли даже где-нибудь в приходской церкви можно встретить столько редких рукописей и старопечатных книг, как в Староникитской».
Староникитским храм назывался потому, что в 17 веке в Туле имелся еще один Никитский храм, называемый Новоникитским. Храм был одним из древнейших в городе. Впервые он упоминается в писцовой книге 1587-89 гг. В 1704 г. вместо деревянного было возведено каменное здание. Позже церковь несколько раз перестраивалась. Одна из последних значительных перестроек здания была в 1820-21 гг. Возможно, нижняя часть трапезной сер. XVIII в. при перестройке 1820-х гг. уцелела.
Прихожанами Староникитского храма были известные тульские жители, в их числе Алексей Алексеевич и Иван Фомич Лугинины, купцы Е.А. Зябрев, М.И. и М.М. Струковы, И.С. Белобородов.
В 1922 г. улица получила название Свердлова, однако с 18 июля 1993 г. ей вернули название Староникитская.
Старых построек становится всё меньше, но ещё можно увидеть те дома, которые пережили советскую власть и лихие 90-е, создавая своим видом незабываемый колорит провинциальной Тулы.
На улице можно увидеть несколько исторических зданий, более подробный рассказ о которых можно найти в материалах канала: Петровская богадельня, Храм Покрова Пресвятой Богородицы, дом купцов Владимировых, Тульская Духовная Семинария, кондитерская фабрика Василия Евлампиевича Серикова ("Старая Тула").
Подписывайтесь на канал "О Туле с любовью" чтобы быть в курсе о выходе наших новых публикаций о славном Городе-Герое.