Найти в Дзене
filokrat gnozius

Ультраимпериализм: Раздел I. Часть 2. Масштаб монополии и конкуренции 2.1. Конкуренция.

Часть 2. Масштаб монополии и конкуренции 2.1. Конкуренция. Рассмотрение такого явления как монополия невозможно без того, чтобы сначала не рассмотреть такое явление как конкуренция. И первое, что следует сказать о конкуренции, это что она возможна там и тогда, где и когда есть ограничение по ресурсам. Если рассматривать общество отходников, то конкуренции будет вестись за территорию, где ведётся охота. Если рассматривать рынок товаров, то в качестве такого ресурса будет выступать покупатель - потребитель. Именно за него и будет вестись конкурентная борьба. В конкурентной борьбе я выделяю две стратегии. (Смотри пункт 2.3.2. Война) Первая: уничтожение конкурента. Конкурент физически уничтожается напрямую и все ресурсы достаются победителю. Вторая: лишение конкурента ресурсов. Когда один из конкурентов приобретает некие преимущества, позволяющие ему получать ресурсов больше, быстрее и лучшего качества. Он тем или иным способом ограничивает доступ конкурента к этому ресурсу. При этом не пр

Часть 2. Масштаб монополии и конкуренции

2.1. Конкуренция.

Рассмотрение такого явления как монополия невозможно без того, чтобы сначала не рассмотреть такое явление как конкуренция. И первое, что следует сказать о конкуренции, это что она возможна там и тогда, где и когда есть ограничение по ресурсам. Если рассматривать общество отходников, то конкуренции будет вестись за территорию, где ведётся охота. Если рассматривать рынок товаров, то в качестве такого ресурса будет выступать покупатель - потребитель. Именно за него и будет вестись конкурентная борьба.

В конкурентной борьбе я выделяю две стратегии. (Смотри пункт 2.3.2. Война)

Первая: уничтожение конкурента. Конкурент физически уничтожается напрямую и все ресурсы достаются победителю.

Вторая: лишение конкурента ресурсов. Когда один из конкурентов приобретает некие преимущества, позволяющие ему получать ресурсов больше, быстрее и лучшего качества. Он тем или иным способом ограничивает доступ конкурента к этому ресурсу. При этом не происходит полного исключения других конкурентов. Просто их положение ухудшается и в перспективе они могут погибнуть от недостатка ресурсов. То есть в перспективе это тоже уничтожение конкурента, но непрямое. И не гарантированное, если конкурент предпринимает контрмеры.

Все способы и методы конкуренции так или иначе сводятся к этим двум стратегиям. При этом обе эти стратегии могут вполне сочетаться, взаимно дополнять и сменять друг друга в зависимости от условий.

Но стоит упомянуть ещё о видах конкуренции. То есть о том, между какими конкурентами ведётся конкуренция. То есть ведётся она между разыми биологическими видами или внутри одного вида. Иногда это оказывает влияние на то, какая стратегия будет выбрана.

Если это внутривидовая стратегия, то нередко выбирается первый вариант. Если межвидовая, то второй.

Если с первой стратегией всё понятно, то вторую считаю надо проиллюстрировать. Возьмём некую идеальную модель - поле с травой. На ней пасутся условные коровы и условные кролики – по одной самке и одном самцу. Никаких других животных, в том числе хищников, нет. Нет изменений погоды. Таким образом, кролики и коровы являются конкурентами за траву.

Корова ежедневно съедает травы значительно больше чем кролик. И кажется, что это не оставляет шансов кролику. Предположим, что соотношение съедаемой коровой и кроликом травы равно 1 к 100. То есть одна корова съедает в сто раз больше травы чем один кролик.

Однако, чтобы получить потомство коровам нужно около года, а кроликам- один месяц. За одни роды крольчиха рожает в среднем 10 крольчат (условно 5 самок и 5 самцов), а корова одного телёнка. То есть через год, когда корова родит телёнка, кроликов на поле будет 6 167 549 952 штук с учётом первоначальной пары родителей, а коров будет всего три: бык, тёлка и телёнок. Таким образом, можно предположить, что скорее всего к тому времени как корова разродиться, поле будет в полном распоряжении кроликов. И конкуренция будет происходить уже между самими кроликами.

В данной модели конкурентным преимуществом выступает скорость размножения. Которое ведёт к увеличению скорости поедания травы и уменьшению возможностей для размножения коров.

Стадии конкуренции.

Но и сама конкуренция не дана в неизменном виде. В зависимости от условий она может меняться. И, как правило, развивается от одного состояния к другому. Я выделяю четыре состояния конкуренции или стадии:

1. Безграничного спроса, когда спрос настолько велик, а производственные мощности настолько слабы, что ни один из конкурентов не способен удовлетворить весь спрос. В этом случае конкурентам не нужно друг другу противодействовать- каждый осваивает свою поляну: места хватит всем. Пример - общество охотников и собирателей на ранней стадии. По сути это ситуация, когда конкуренция отсутствует.

2. Свободной конкуренции: конкуренция в классическом её понимании. Пример - городской базар, где спрос ограничен, но емкость рынка такова, что позволяет некоторое время существовать большому числу конкурирующих субъектов. Здесь примерно равные по силам конкуренты борются за покупателя - за весь рынок.

3. Ограниченной конкуренции: рынок поделён между несколькими конкурентами – олигополия. У каждого есть определённая доля рынка. Каждый является монополистом на своём участке. И между конкурентами вполне может быть договорённость, что никто из них не лезет на территорию конкурента. При этом, каждый конкурент, при случае, не прочь урвать кусок у соперника. Характерен для монополистического капитализма.

4. Монополия – доминирование одного субъекта на всём рынке. Конкуренты либо полностью устранены, либо подчинены ему тем или иным образом. Либо не представляют серьёзной опасности для монополиста, обсуживая те ниши рынка, которые невыгодны монополисту.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

К СОДЕРЖАНИЮ