Найти в Дзене
filokrat gnozius

Ультраимпериализм: Раздел I. Часть 2. 2.2. Монополия.

2.2. Монополия. Очевидно, что в ходе конкурентной борьбы происходит постепенное уменьшение количества конкурентов, с одновременным увеличением доли рынка у каждого оставшегося. При условии, что сам объём рынка остаётся неизменным. И теперь стоит обратить внимание на объём рынка. Или, точнее, на объём ресурса, за который ведётся конкурентная борьба. Ресурс может быть безграничным, возобновляемым и невозобновляемым. В случае если он безграничен, то конкуренции и, следовательно, монополии не возникает. В случае если он возобновляем, то конкуренция ведётся не столько за сам ресурс, сколько за контроль над его источником. Иногда легко спутать возобновляемый ресурс и неограниченный ресурс. Отличие состоит в том, что возобновляемый ресурс неограничен во времени, но ограничен в пространстве (объёме, количестве). В случае невозобновляемого ресурса получаем классическое движение от свободной конкуренции к монополии с последующим исчезновением монополии в связи с исчерпанием ресурса. Для выбранно

2.2. Монополия.

Очевидно, что в ходе конкурентной борьбы происходит постепенное уменьшение количества конкурентов, с одновременным увеличением доли рынка у каждого оставшегося. При условии, что сам объём рынка остаётся неизменным.

И теперь стоит обратить внимание на объём рынка. Или, точнее, на объём ресурса, за который ведётся конкурентная борьба.

Ресурс может быть безграничным, возобновляемым и невозобновляемым.

В случае если он безграничен, то конкуренции и, следовательно, монополии не возникает. В случае если он возобновляем, то конкуренция ведётся не столько за сам ресурс, сколько за контроль над его источником. Иногда легко спутать возобновляемый ресурс и неограниченный ресурс. Отличие состоит в том, что возобновляемый ресурс неограничен во времени, но ограничен в пространстве (объёме, количестве).

В случае невозобновляемого ресурса получаем классическое движение от свободной конкуренции к монополии с последующим исчезновением монополии в связи с исчерпанием ресурса.

Для выбранной темы первый вариант не имеет смысла рассматривать. Только два других, где есть ограничения, имеет смысл брать во внимание. Поэтому, любой ресурс необходимо рассматривать с точки зрения его пространственно-временного измерения.

А значит такое явление, как монополия, будет завесить от этого измерения. Ресурс может быть ограничен либо во времени, либо в пространстве. Либо и там, и там. И, следовательно, максимальный размер монополии будет равен этим ограничениям. То есть, очевидно, монополия не может быть больше самого рынка. А вот меньше может быть.

Более того, на освоение этого ресурса могут влиять многие факторы, препятствующие этому освоению. И поэтому даже при формально большом объёме имеющегося ресурса, его реальная доступность может быть ограничена.

Т.е. для существования монополии не обязательно обладать и контролировать весь объём имеющегося ресурса. Достаточно такого, который даёт возможность диктовать свои условия всем другим участникам рынка.

Однако и абсолютное монопольное положение возможно. Более того, оно более возможно на меньших масштабах, на конкретном ограниченном участке рынка.

Например, одна фирма может быть монополистом в конкретном городе, регионе, стране. Но при этом участвовать в конкурентной борьбе с другими фирмами на более масштабном уровне. Каждый мелкий капиталист – монополист на своей улице, но конкурент в масштабе города. И каждая монополия – конкурент для другой монополии. Даже если эти монополии относятся к разным отраслям. Потому что конкуренция ведётся за источник капитала, за возможность его приращения. А что будет обеспечивать это приращение: продажа бананов, услуги по перевозке или процент по кредитам – второстепенно.

Таким образом, когда мы рассматриваем монополию, необходимо брать во внимание масштаб. Ни одна монополия не является в полном смысле монополией пока она не достигнет масштаба планеты.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

К СОДЕРЖАНИЮ