Сериал «Преступление и наказание» ждали. Либо искусственно создавалось такое впечатление, что его выход в онлайне будет главным кинособытием осени в России. Дату премьеры передвигали, будто специально нагнетая ажиотаж. Рекорд онлайн-платформы по просмотрам на старте.
Что же получилось на выходе? К сожалению, судя по оценкам зрителей, нечто странное. Но и не сказать, что это невозможно смотреть. Хотя бы потому, что можно сделать скидку на априори повышенную требовательность практически любого зрителя к создателям экранизаций классики. Средняя оценка 5,7 балла (а несколько дней назад было 5,4) – это плохо, хотя ещё есть шансы, что благодаря последующим сериям она и доползёт до сносной 6,0.
Я не кинокритик, поэтому не готов выносить диагнозы и приговоры творению режиссёра Владимира Мирзоева. Но после выхода четырёх первых серий изучение отзывов позволяет выделить несколько моментов, которые упоминаются не один раз.
Первое. Пожалуй, главное слово, которое встречается в отзывах (рецензиях) – кринж. Иными словами – стыд. Причём по первой серии это не вызывает прям жёсткого отторжения, происходящее на экране воспринимается как нечто новаторское. То есть зритель ещё надеется на что-то адекватное, но, как выясняется, зря. Но ведь речь о классике русской литературы! Как так можно с ней обращаться? – недоумевает зритель.
Второе. Многие критикуют то, что действие перенесли в наши дни. Правда, у этой затеи есть и защитники, но вот реализацию большинство всё же разносят в пух и прах. Тем более непонятно, с чего это герои на экране начинают говорить (или пытаются) как в 19-м веке. Это тоже режиссёрский ход такой? «Давеча», «полноте» и так далее? Или в следующих сериях машина времени появится? Вот это будет номер...
Третье. Критика режиссёра. Мирзоев – театральный постановщик. И это прям видно на экране. Фон выглядит именно что декорацией, порой действительно весьма атмосферной, но вместе с тем и неестественной. Как будто это задник, подставленный в цифровом виде. За годы «смелых экспериментов» мы уже привыкли. Но не одобряем.
Четвёртое. Обманутые ожидания. Понятно, что всегда есть те, кто готов критиковать что угодно. Будь то новая экранизация «Мастера и Маргариты», сериал «Игры» или вот теперь Достоевский. А есть те, кто действительно был настроен, ждал с нетерпением выхода проекта, и... в результате тотальное разочарование. Как написано в одном отзыве, «осталось липкое чувство отвращения».
Пятое. Проработка персонажей. Не понравились характеры героев, их мотивация, взаимоотношения с Раскольниковым (да и сам он неудачный), вопросы есть, а ответов вразумительных нет. Причём самого Филиппа Янковского за актёрскую работу, скорее, даже хвалят. Он делает то, что от него требует постановщик, так что если есть вопросы, то не к нему.
Шестое. Не для простого зрителя. В некоторых рецензиях проскальзывает мысль, что сериал снят так, чтобы его, в первую очередь, оценили критики, а потом уже, если получится, массовый зритель.
Ещё интересное наблюдение. Нравится сериал тем (а такие есть), кто или не любит Достоевского как писателя в принципе, или конкретно само литературное произведение. И то, что сделано не так, как в романе, – сразу же для них огромный плюс.
«Для меня лично «Преступление и наказание» Владимира Мирзоева стало интригующим открытием. То, что действие романа перенесли в наше время, стало весьма интригующим творческим решением, которое я считаю абсолютно оправданным», - как пример из положительного отзыва.
Избранные фрагменты из рецензий простых зрителей
«Для тех, кто знает роман хорошо - поберегите нервы. Для тех кто не читал - даже под пивко не особо, разговоры-разговоры, да и то не органичные»
«Кальян, сцены, наполненные похотью - это то, что создает дух произведения? Нет. Тогда зачем это? От эпизода с Дуней и Марфой Петровной мне стало плохо, а после сцены Дуни и Лужина почувствовала невероятное отвращение и закрыла вкладку с сериалом».
"Идея с появлением то ли беса, то ли темного двойника Раскольникова не выдерживает никакой критики. Настолько топорно она подана. Мрачность Достоевского/Петербурга Достоевского? Да забудьте. А вот чернухи тут полно. От жмуриков в видениях до чучел котов"
А есть ли альтернатива, спросит неискушённый зритель. Безусловно. И тоже в формате мини-сериала 2007 года. Режиссёр Дмитрий Светозаров. В главной роли – Владимир Кошевой.
И целая россыпь блистательных артистов – Андрей Панин, Александр Балуев, Елена Яковлева, Зоя Буряк, Юрий Кузнецов и другие.
Но если много свободного времени, можно посмотреть оба "прочтения" классики. А там уже вам оценивать.