Найти в Дзене
Вдумчивый сибиряк

Сериал – преступление, оценки – наказание. Что не так с экранизацией Достоевского с Янковским в роли Раскольникова?

кадр трейлера
кадр трейлера

Сериал «Преступление и наказание» ждали. Либо искусственно создавалось такое впечатление, что его выход в онлайне будет главным кинособытием осени в России. Дату премьеры передвигали, будто специально нагнетая ажиотаж. Рекорд онлайн-платформы по просмотрам на старте.

Что же получилось на выходе? К сожалению, судя по оценкам зрителей, нечто странное. Но и не сказать, что это невозможно смотреть. Хотя бы потому, что можно сделать скидку на априори повышенную требовательность практически любого зрителя к создателям экранизаций классики. Средняя оценка 5,7 балла (а несколько дней назад было 5,4) – это плохо, хотя ещё есть шансы, что благодаря последующим сериям она и доползёт до сносной 6,0.

Я не кинокритик, поэтому не готов выносить диагнозы и приговоры творению режиссёра Владимира Мирзоева. Но после выхода четырёх первых серий изучение отзывов позволяет выделить несколько моментов, которые упоминаются не один раз.

скриншот kinopoisk.ru
скриншот kinopoisk.ru

Первое. Пожалуй, главное слово, которое встречается в отзывах (рецензиях) – кринж. Иными словами – стыд. Причём по первой серии это не вызывает прям жёсткого отторжения, происходящее на экране воспринимается как нечто новаторское. То есть зритель ещё надеется на что-то адекватное, но, как выясняется, зря. Но ведь речь о классике русской литературы! Как так можно с ней обращаться? – недоумевает зритель.

Второе. Многие критикуют то, что действие перенесли в наши дни. Правда, у этой затеи есть и защитники, но вот реализацию большинство всё же разносят в пух и прах. Тем более непонятно, с чего это герои на экране начинают говорить (или пытаются) как в 19-м веке. Это тоже режиссёрский ход такой? «Давеча», «полноте» и так далее? Или в следующих сериях машина времени появится? Вот это будет номер...

Третье. Критика режиссёра. Мирзоев – театральный постановщик. И это прям видно на экране. Фон выглядит именно что декорацией, порой действительно весьма атмосферной, но вместе с тем и неестественной. Как будто это задник, подставленный в цифровом виде. За годы «смелых экспериментов» мы уже привыкли. Но не одобряем.

кадр трейлера
кадр трейлера

Четвёртое. Обманутые ожидания. Понятно, что всегда есть те, кто готов критиковать что угодно. Будь то новая экранизация «Мастера и Маргариты», сериал «Игры» или вот теперь Достоевский. А есть те, кто действительно был настроен, ждал с нетерпением выхода проекта, и... в результате тотальное разочарование. Как написано в одном отзыве, «осталось липкое чувство отвращения».

Пятое. Проработка персонажей. Не понравились характеры героев, их мотивация, взаимоотношения с Раскольниковым (да и сам он неудачный), вопросы есть, а ответов вразумительных нет. Причём самого Филиппа Янковского за актёрскую работу, скорее, даже хвалят. Он делает то, что от него требует постановщик, так что если есть вопросы, то не к нему.

-4

Шестое. Не для простого зрителя. В некоторых рецензиях проскальзывает мысль, что сериал снят так, чтобы его, в первую очередь, оценили критики, а потом уже, если получится, массовый зритель.

Ещё интересное наблюдение. Нравится сериал тем (а такие есть), кто или не любит Достоевского как писателя в принципе, или конкретно само литературное произведение. И то, что сделано не так, как в романе, – сразу же для них огромный плюс.

«Для меня лично «Преступление и наказание» Владимира Мирзоева стало интригующим открытием. То, что действие романа перенесли в наше время, стало весьма интригующим творческим решением, которое я считаю абсолютно оправданным», - как пример из положительного отзыва.

Избранные фрагменты из рецензий простых зрителей

«Для тех, кто знает роман хорошо - поберегите нервы. Для тех кто не читал - даже под пивко не особо, разговоры-разговоры, да и то не органичные»
«Кальян, сцены, наполненные похотью - это то, что создает дух произведения? Нет. Тогда зачем это? От эпизода с  Дуней и Марфой Петровной мне стало плохо, а после сцены Дуни и Лужина почувствовала невероятное отвращение и закрыла вкладку с сериалом».
скриншот Кинопоиск
скриншот Кинопоиск
"Идея с появлением то ли беса, то ли темного двойника Раскольникова не выдерживает никакой критики. Настолько топорно она подана. Мрачность Достоевского/Петербурга Достоевского? Да забудьте. А вот чернухи тут полно. От жмуриков в видениях до чучел котов"

А есть ли альтернатива, спросит неискушённый зритель. Безусловно. И тоже в формате мини-сериала 2007 года. Режиссёр Дмитрий Светозаров. В главной роли – Владимир Кошевой.

Фото: Semen Likhodeev/Russian Look/Globallookpress
Фото: Semen Likhodeev/Russian Look/Globallookpress

И целая россыпь блистательных артистов – Андрей Панин, Александр Балуев, Елена Яковлева, Зоя Буряк, Юрий Кузнецов и другие.

скриншот kinopoisk.ru
скриншот kinopoisk.ru

Но если много свободного времени, можно посмотреть оба "прочтения" классики. А там уже вам оценивать.