Оказаться в одном купе с больным пассажиром, который чихает и кашляет. Что может быть хуже? Именно в такую ситуацию попала Наталья Попова. Она поделилась своей историей в комментариях группы РЖД «Вконтакте». Но перевозчик не ответил по существу, отделавшись общими формулировками.
«Всю ночь были вынуждены держать дверь открытой»
Наталья Попова рассказала о поездке с больной женщиной, которая громко кашляла и чихала, не используя при этом маску и даже не извинившись перед соседями.
«Люди работают, учатся, имеют свои планы – никто не хочет заболеть благодаря таким беспардонным пассажирам», – пишет Наталья, обращаясь к РЖД с просьбой предложить меры для изоляции заболевших.
Пассажирка предлагает создать отдельные купе для больных или упростить обмен билетов для тех, кто чувствует себя плохо.
«Всю ночь были вынуждены держать дверь купе открытой, чтобы не дышать ее микробами. А холодно. РЖД, предложите что-нибудь для комфорта здоровых пассажиров. Пусть будет отдельное купе для заболевших или преференции им в обмене билетов на более поздний срок. Врач в поезде, который может подтвердить, что человек – переносчик инфекции. Или чтобы была возможность изолировать здоровых. Чтобы не «нарушать права бедных кашлюнов и сморкунов», – пишет Наталья.
РЖД лишь ответили, что сожалеют в связи с возникшей ситуацией.
«Нужно отметить, что поездная бригада не может ограничивать пассажира в посадке в поезд при условии наличия у него правильно оформленных документов, даже если у пассажира проявляются признаки болезни. Какие-либо действия подобного характера могут предпринимать только медицинские работники. Но их наличие в поездах находится не в компетенции железнодорожников, это вопрос работы медицинских служб и учреждений. В любом случае, благодарим за ваши замечания», – ответил перевозчик.
«Нет требований к изоляции больных»
С началом пандемии COVID-19 РЖД ввела временные стандарты для защиты пассажиров. Согласно постановлению санитарного врача от 2020 года, проводники были обязаны дважды в день измерять температуру пассажирам, а в каждом поезде было купе для изоляции больных.
Некоторые пассажиры даже вспоминают, что тех, у кого обнаруживались признаки болезни, снимали с рейса, а перевозчик обещал бесплатное продление поездки после выздоровления. Это были беспрецедентные меры, которые существенно повысили санитарные нормы на железной дороге.
Однако теперь все не так и случай Натальи – не уникальный.
Кира Фридрих, пассажирка, заразившаяся в пути в январе этого года, делится своим опытом: «Ехала в купе с сильно кашляющим мужчиной и больной женщиной. Уже на следующий день температура и кашель, как у них».
Она также требовала вернуть ковидные стандарты, ведь в закрытом пространстве легко заразиться. По мнению Киры, РЖД должна обязать проводников проверять здоровье пассажиров и вводить специальные меры в отношении больных, например выделять им отдельные места.
«Даже банально выдавать людям маски, которые стоят копейки, и обязать их носить, чтобы бацилла не распространялась по маленькому купе. Особенно актуально в зимний период, когда ходят ОРВИ, грипп, – пишет она. – Сейчас коклюш еще. А если у мужика не дай бог туберкулез был?»
В РЖД, комментируя случай Киры, заявили, что условия перевозки регулируются Роспотребнадзором, и в настоящее время нет требования к изоляции больных пассажиров. Однако в ответах на запросы РЖД рекомендует пассажирам заранее планировать поездку и, если возможно, выкупать купе полностью, чтобы избежать контакта с другими пассажирами.
Такая рекомендация вызвала недовольство некоторых пассажиров, которые считают это решение дорогим и не всегда доступным.
«Проводник не врач, он не может поставить диагноз, – справедливо утверждает Виктория, отвечая на комментарий Киры. – Если вы видите больного рядом с вами пассажира, можно через начальника поезда вызвать ему врача на ближайшую станцию. С инфекционным заболеванием снимут с поезда».
Сам по себе проводник действительно не имеет права диагностировать заболевание пассажира. Это компетенция Роспотребнадзора, сообщила РЖД в комментариях. По регламенту, проводник должен сообщить о своих подозрениях начальнику поезда, а тот – связаться с ближайшим управлением потребительского надзора на ж/д транспорте.
Однако пассажирка Кира с таким положением дел не согласна. Она уверена: выделить отдельные места для больных и сразу вызывать им врача должно быть в компетенции сотрудников поезда.
«В ковид всем прекрасно мерили температуру, выдавали маски и т.д. Сейчас, когда ходят всякие вирусы, не менее опасные осложнениями, почему-то резко всем стало казаться, что и так сойдет», – возмущается пассажирка.
По ее мнению, технически сделать эту ситуацию менее рисковой – элементарно. Для этого РЖД должны ввести соответствующие регламенты в сотрудничестве с Роспотребнадзором. Тем более, что однажды – в период ковида – это уже было сделано.
«Вышла из поезда и заболела»
Однако даже в ковид РЖД не всегда придерживались собственного регламента.
В СМИ попала история пассажирки Александры, которая ехала из Мурманска в Петрозаводск на 21-м поезде, следующим до Петербурга. Она рассказала, что на вокзале посадка проходила без проверки температуры – все свободно садились в вагон. Проводники были в масках, однако пассажиры не соблюдали никакой социальной дистанции и масок не носили, а плацкартный вагон был заполнен полностью.
Через несколько часов после отправления проводница прошла по вагону с термометром, проверяя температуру у пассажиров. У соседа Александры при первом измерении бесконтактный термометр показал 37,1, а при повторном – 38,5. Высокая температура сохранялась даже после нескольких проверок. У самой Александры температура была нормальной – 36,4.
«Меня удивило, что проводница стала перед мужчиной извиняться, мол, ей нужно доложить начальнику поезда о возможной опасности», – поделилась пассажирка. Однако на этом инцидент завершился. Мужчина просто лег спать, начальник поезда так и не появился, а проводница, заглянув позже, увидела, что пассажир спит, и ушла.
Этим все и закончилось. В одном отсеке с Александрой находилась женщина с двумя детьми.
«Я лежала и старалась не паниковать, но ситуация вызывала массу вопросов, – рассказывает Александра. – Почему заболевшего пассажира не изолировали? Неужели нельзя было хотя бы перевести его в отдельное купе? Про снятие с поезда я уже не говорю».
Она сошла в Петрозаводске, надев маску, и в такси также ехала в ней. Однако через несколько часов после прибытия температура поднялась до 37,4.
«Дома нет запасов еды и лекарств, буду звонить в Минздрав, сообщу о ситуации и напишу в РЖД. Придется сделать платный тест на коронавирус, чтобы узнать, не опасна ли я для близких», – добавила Александра.