Пассажиры, отправляющиеся в путешествие самолетом, часто предпочитают на борту горячие напитки, чтобы взбодриться. Однако не все знают, что на высоте в несколько тысяч метров выбор в пользу чая или кофе может быть не самым лучшим вариантом. На эту тему есть много исследований и публикаций, но все они международные. В России ситуация едва ли лучше.
Все дело в резервуарах
Приятная традиция пить чай или кофе на борту самолета может быть омрачена, если знать о проблемах с качеством воды и гигиеной оборудования, которые могут вызвать неприятные последствия для здоровья.
Чайный эксперт Артур Готье из компании Nio Teas и стюардесса с 20-летним опытом рассказывают о том, почему они сами избегают этих напитков в полете и почему пассажирам стоит сделать то же самое.
Вода, используемая для приготовления горячих напитков на самолете, обычно поступает из бортовых резервуаров, которые регулярно наполняются, но не так часто проходят очистку. Стюардесса Дженни, работающая в одной из крупных авиакомпаний, признается, что не пьет воду из-под крана на борту: «Я просто не всегда доверяю чистоте самолета и тому, как часто проводится тестирование воды».
Исследования подтверждают обоснованность этих опасений. Так, еще в 2004 году Агентство по охране окружающей среды США (EPA) выявило в воде с более чем 300 самолетов бактерии группы кишечных палочек. А в исследовании 2015 года, опубликованном в журнале International Journal of Environmental Research and Public Health, говорится, что резервуары для воды в самолетах способствуют развитию микробов, что делает их идеальной средой для размножения бактерий.
В ответ на эти данные EPA ввела в 2011 году стандарт для питьевой воды на борту, требующий от авиакомпаний очищать резервуары и проверять воду от одного до четырех раз в год на наличие колиформ и опасных бактерий, таких как кишечная палочка.
Тем не менее, даже при новых стандартах проблемы остаются. В 2013 году данные EPA показали, что вода в 12% коммерческих самолетов в США хотя бы раз содержала кишечную палочку. Это значит, что очистка и тестирование воды не всегда выполняются на должном уровне, и качество воды на борту все еще может представлять угрозу.
«Может повлиять на самочувствие»
Дженни объясняет, что хотя авиакомпании уверяют в безопасности воды, на практике резервуары очищаются не так часто. Она добавляет: «Мы действительно проводим полноценную очистку резервуаров только раз в год. Некоторые самолеты постоянно в эксплуатации, их чистота похожа на чистоту метро в Нью-Йорке. Мы знаем, что внутри системы могут быть загрязнения, и для их полного устранения требуется время».
Артур Готье поддерживает мнение Дженни и подчеркивает, что резервуары для воды на борту не получают должного ухода. По его словам, «вода для чая и кофе на самолете берется из больших резервуаров, которые, мягко говоря, не получают такого же внимания, как кран на вашей кухне».
Он также добавляет, что на дальних рейсах, где вода может находиться в резервуарах продолжительное время, риск ухудшения ее качества еще выше.
Еще один аспект, на который обращает внимание Готье, – это расположение бортовых кофемашин. Обычно они находятся в непосредственной близости от туалетов, что добавляет риска загрязнения. Как отмечает эксперт, «кофемашины находятся буквально рядом с туалетами, что вряд ли можно назвать приятной соседством». Это вызывает беспокойство относительно чистоты воздуха и потенциального загрязнения воды и оборудования.
Представители авиакомпаний утверждают, что они придерживаются стандартов EPA, проводя регулярное тестирование и очистку резервуаров. Например, в авиакомпании Delta резервуары для воды дезинфицируются четыре раза в год. Southwest Airlines заявляет, что поддерживает воду в надлежащем состоянии за счет регулярных санитарных процедур. Однако профсоюзы бортпроводников считают, что регулирование нужно ужесточить, так как нынешние правила дают авиакомпаниям широкую свободу в определении частоты тестирования воды и очистки резервуаров.
Ассоциация бортпроводников AFA утверждает, что хотя нынешнее регулирование – это шаг в правильном направлении, оно все еще недостаточно строго и плохо контролируется.
«Существует слишком много свободы в том, как часто тестируется вода и промываются резервуары», – заявляет представитель профсоюза.
Для многих пассажиров, особенно тех, у кого чувствительный желудок или ослаблен иммунитет, употребление чая и кофе, приготовленных на борту, может обернуться дискомфортом или даже ухудшением здоровья. В условиях низкого давления и сухого воздуха, которые сами по себе могут вызвать обезвоживание и снизить иммунитет, дополнительный риск употребления потенциально небезопасной воды только усугубляет ситуацию.
Эксперт Артур Готье рекомендует людям, для которых важна гигиена, воздержаться от употребления напитков, приготовленных на борту.
«На больших высотах, когда организм уже ослаблен из-за разницы в давлении и сухого воздуха, дополнительный риск употребления непроверенной воды может повлиять на самочувствие», – предупреждает он.
А что в России?
В России пока не проводились обширные исследования, посвященные качеству воды в бортовых резервуарах. По крайней мере, о них ничего неизвестно.
Эта тема остается практически неосвещенной в СМИ, а пассажиры зачастую не осведомлены о возможных рисках. Однако нет оснований полагать, что ситуация с обслуживанием водных систем на российских авиалиниях радикально отличается в лучшую сторону.
По словам одного из российских пилотов, резервуары для воды действительно обслуживаются нерегулярно. Пилот, пожелавший остаться анонимным, признал, что в российских авиакомпаниях проблема очистки водных резервуаров не всегда приоритетна и подчиняется строгим графикам лишь при серьезных неисправностях или необходимости замены. Он добавил, что сам старается избегать употребления воды из бортовых систем и, как правило, предпочитает пить запечатанную воду из бутылок.
В общем, пассажиры могут только полагаться на свой собственный здравый смысл и выбирать бутилированные напитки, а чай или кофе пить в аэропорту.
Кстати, несколько лет назад на железной дороге отказались от титанов – устройств, которые гарантированно выдавали пассажиру только кипяченую воду, – в пользу пурифайеров.
Эти устройства берут воду из вагонной системы, фильтруют ее и подогревают либо охлаждают. Качество такой воды во многом зависит от обслуживания фильтров. Как его проводят – никто не знает.