1.5.2. Информация как средство производства
Связь информации с производством очевидна. Первобытный человек обладал массой информации, которую использовал для своей жизнедеятельности. Он её хранил (запоминал), получал новую (на своём опыте, либо перенимал у кого-то), передавал её соплеменникам и потомкам и, что отличает его от других живых существ, преобразовывал её. То есть производил новую информацию, на основе имеющейся.
Предположу, что в не последнюю очередь в этом играло любопытство. Оно хорошо проявлено у млекопитающих. И особенно любопытство проявляется у высших приматов. Хотя зоологи и этологи меня, возможно, закидают тапками. Но это только если понимать любопытство в человеческом понимании, когда оно развито у человека разумного. Но откуда оно берётся? Предположу, что из стремления к поиску еды: «А что это такое лежит? А вдруг это можно есть? Надо подойти понюхать. Ага, невкусное, запомним и бежим дальше».
Именно любопытство в сочетании с памятью даёт новый опыт (знания), является залогом творческой деятельности, которая только и может создавать новую информацию. Творчество происходит при сопоставлении нового и старого опыта (как в воображении, так и путём непосредственного эксперимента), что даёт возможность прогнозировать последствия своих действий, а значит и планировать их.
Человек совершает некие манипуляции как с материальными объектами в окружающем мире, так и с информационными объектами у себя в создании. Что приводит к появлению новых материальных объектов, не существовавших в природе и новых информационных объектов, не существовавших ранее у человека в сознании. Эти два вида получения нового знания (в природе и в сознании) очень сильно переплетены.
Всё это имеет значение как на уровне индивида, так и в масштабе общества. Но для нас важнее второе, если мы рассматриваем развитие общества. Ведь с гибелью индивида пропадает и полученный им опыт. Опыт имеет значение если он передаётся соплеменникам. В этом случае это позволяет выжить коллективу, делает его жизнь более благополучной. А значит, раз это влияет на выживание, то информация должна быть максимально доступной всем членам общества.
Скорее всего так и происходило с момента зарождения человеческих сообществ - знания распространялись среди всех членов сообщества и передавались от поколения к поколению.
И в конце концов, дойдя уже до производящего типа хозяйства, общество не могло бы выжить, не будь внутри него свободного доступа к знаниям. Ведь общество получает знания от индивида или коллектива людей, которые ими обладают, в уже готовом виде, не производя никаких затрат для её получения.
Важно отметить, что само общество является информационной сетью, внутри которой происходит накопление и обмен знаний. И, что важно, происходит появление новой информации - её производство.
Общество, в результате обмена информацией, производит гораздо больший объём её, чем отдельный член общества мог бы произвести. И сам отдельный человек ничего не мог бы произвести, не поучи он тот объём знаний, который он получал с самого детства от своего окружения. То есть некий базовый массив информации, на который бы он опирался.
Мы никогда не узнаем кто научился добывать огонь, обрабатывать камень, кто изобрёл колесо, лук, алфавит, кто научился выплавлять метал, готовить еду и многое другое. Но благодаря всем этим изобретениям, благодаря накопленном знаниям предков, мы можем то, что мы можем сейчас и имеем то, что имеем сейчас. И получили всё это мы бесплатно. Благодаря накопленному опыту и труду предков.
Таким образом, можно утверждать, что с самых древних времён существовал общественный характер производства новой информации, в силу свойств информации.
Благодаря чему с каждым поколением общество становится более информированным (опытным). То есть способным решать более широкий круг задач, задач более сложных, чем предыдущие.
Производство – это сложная деятельность, которая требует обладания массой знаний и навыков. Причём эта деятельность требует коллективного труда. С одной стороны его разделения среди челнов общества, где каждый выполняет свою часть работы. С другой – его объединения, потому что, только обеднив вместе все его части, общество может существовать как целое.
Без информации никакое производство не может быть осуществлено. Без знания того, что и как делать, никакое дело не сделается. Удалите из процесса производства знание и производства не будет. У вас будет земля, орудия труда, семена для посадки, доступ к энергии и масса рабочих рук. Но, если вы не знаете, что с этим всем делать – у вас ничего не получится.
Информация невещественна и исключить её физически, как другое средство производства, не получится. Она привязана к материи. А потому не воспринимается как что-то отдельное. Поэтому, как правило, человек игнорирует информацию в качестве средства производства. Этому же способствует и то, что нередко информацию он получает бесплатно, не производя затрат, и в готовом виде.
Однако, с развитием общества осознание важности информации как специфического фактора в производстве становится всё более очевидным. Чем более сложным становится труд, тем более сложным становится знание. И уже нередко случается так, что не только труд является источником благ, а знание будучи приложено к труду способно значительно увеличить количество получаемых благ. А может и вообще лишить их, если знание будет неполным или ложным.
Осознав ценность информации, человек понял, что она даёт власть.