Найти в Дзене
filokrat gnozius

Ультраимпериализм: Раздел II. Часть 1. Глава 1. 1.5.4. Фактор информации в производстве и возникновении классов.

1.5.4. Фактор информации в производстве и возникновении классов. В качестве иллюстрации сказанного в нескольких предыдущих пунктах приведу следующую модель. Представим себе такой мир, где нет недостатка ни в каких ресурсах. Нет хищников и паразитов для людей, нет болезней, а климат всегда благоприятен. Еды вдоволь. И допустим, что в таком кисельном мире люди не деградируют. В таком мире вряд ли возникнет производящее хозяйство. Зачем? Всё есть и всё под рукой. Но всё же представим, что оно возникло. Например, один человек научился печь хлеб. Хлеб – это такой продукт, который не существует в природе. Корме того, он обладает такими свойствами, которыми не облают другие продукты. А потому он уникален. Естественно на него будет спрос. И поскольку в этом мире доступ ко всем ресурсам неограничен, значит и население в нём сколь угодно большое, а значит и спрос неограничен. А вот предложение ограничено. Так как имеется всего один человек, способный выпекать хлеб и количество выпекаемого хлеба

1.5.4. Фактор информации в производстве и возникновении классов.

В качестве иллюстрации сказанного в нескольких предыдущих пунктах приведу следующую модель.

Представим себе такой мир, где нет недостатка ни в каких ресурсах. Нет хищников и паразитов для людей, нет болезней, а климат всегда благоприятен. Еды вдоволь. И допустим, что в таком кисельном мире люди не деградируют.

В таком мире вряд ли возникнет производящее хозяйство. Зачем? Всё есть и всё под рукой. Но всё же представим, что оно возникло. Например, один человек научился печь хлеб. Хлеб – это такой продукт, который не существует в природе. Корме того, он обладает такими свойствами, которыми не облают другие продукты. А потому он уникален.

Естественно на него будет спрос. И поскольку в этом мире доступ ко всем ресурсам неограничен, значит и население в нём сколь угодно большое, а значит и спрос неограничен. А вот предложение ограничено. Так как имеется всего один человек, способный выпекать хлеб и количество выпекаемого хлеба в сутки одной печью так же имеет предел.

Таким образом, в мире с неограниченными ресурсами появляется ограниченный ресурс - хлеб. Поскольку он ограничен, а спрос превышает предложение, возникает конкуренция за него.

Итак, у нас имеется средство производства – печь. И продукт производства - хлеб. Что сделать, чтобы хлеб был так же доступен всем и полностью закрывал спрос?

Очевидно увеличить производство хлеба. Например, дать возможность выпекать хлеб не только изобретателю, но и всем желающим, чтобы печь не простаивала. Или сделать печь побольше. Или построить много-много этих печей и научить других печь хлеб.

Допустим наш пекарь благородный и дал в общее пользование печь всем, кто желает. Подходи всяк кто хочет и пеки. Насколько больше будет выпекаться хлеба? Нисколько. Потому что само по себе обладание печью не означает, что вы сможете впекать хлеб.

Чтобы испечь хлеб надо знать, как это делать. Какую температуру поддерживать, как обеспечить приток свежего воздуха, сколько времени требуется для того чтобы хлеб испёкся нужного качества (не сгорел и не был сырым). И многое другое.

Без знания того, как пользоваться средством производства – средство производства бесполезно.

То есть пекарь, кроме передачи средства производства, должен передать знание о том, как его использовать, как печь хлеб.

Но допустим, как печь хлеб пекарь научил. Но и это знание также неполно, а потому бесполезно. Потому что для выпечки хлеба нужно знание, без которого невозможно уже расширение производства - это то, как сделать нужную печь.

Напомню, что эта модель предполагает неограниченный доступ ко всем ресурсам. То есть камень, глина, древесина, зерно, вода и всё другое в наличии. Всё имеется для того чтобы построить печь, чтобы сделать тесто, и чтобы выпечь хлеб. Только одного нет - знания того как это сделать.

И если пекарь поделится своим знанием со всеми, то каждый у кого возникнет желание поесть хлеба сможет испечь его себе столько, сколько нужно. Ведь в ресурсах он не ограничен.

Таким образом, в рассматриваемом примере есть два ограничения. Одно объективное, технологическое, которое преодолимо расширением (увеличением объёмов) и совершенствованием производства (увеличением производительности). Второе – субъективное, психологическое, зависящее от обладателя средств производства, которое преодолимо его волей и желанием. Под средствами производства в этом пример следует понимать не только материальный объект - печь, но и не материальный – знание о том, как печь хлеб и как построить печь.

А) Возникновение классов с точки зрения монополии на информацию.

Предположим, что наш пекарь не такой бескорыстный и благородный и не желает делиться секретами производства хлеба. Предпочитает быть монополистом и всячески скрывает технологию выпечки хлеба.

Конечно можно возразить, что рано или поздно кто-то догадливый и настойчивый повторит изобретение пекаря и нарушит его монополию. Если один смог, то и другой сможет.

Но.

Первое - это не отменяет того, что для производства необходима информация. Для людей, желающих повторить опыт пекаря необходимо будет решить много задач – узнать, как и из чего печётся хлеб.

Второе, то что, если когда-то кто-то и повторит изобретение пекаря, это не отменяет того, что до этого момента будет существовать монополия.

Если в этом мире неограниченных ресурсов возможно, что один смог, сможет и второй, третий и так далее. И все, кто хочет смогут печь хлеб. То придём к изначальному положению, когда хлеба будет такое же изобилие, как и других продуктов.

Но совсем другое положение вещей будет если убрать из модели неограниченность в ресурсах. Здесь даже массовое производство хлеба всё равно не будет способно покрыть весь спрос. А пекари будут пользоваться своим положением. То есть они будут иметь монополию на конкретный продукт.

Но рассмотрим вышеназванную модель мира, где всё есть и всего хватает.

Пекарь обладает уникальным продуктом, на который имеется неограниченный спрос. И если даже он будет раздавать хлеб просто так, он не удовлетворит его. Потому что спрос в мире неограниченных ресурсов ограничивается только желанием самих потребителей. Вполне можно допустить такую ситуацию, что людям в этом мире, в том числе и самому пекарю, вдруг перехочется есть хлеб.

С другой стороны, если он будет раздавать хлеб не бесплатно, то что ему могут предложить взамен в мире, где есть всё?

Допустим ему лень или некогда искать другую еду. Ну принесут ему мешок яблок, мешок орехов и ведро воды. Да, для этого придётся немного потрудиться. Но учтивая окружающее изобилие можно сказать, что хлеб обменен за бесценок. Хотя произошёл обмен затраченного труа на выпечку хлеба на труд, затраченный на сбор яблок и орехов. Можно конечно обменять буханку на вагон яблок и орехов, только зачем пекарю столько? Их одному не съешь, а на что-то другое не обменяешь.

Какие ещё варианты? Может быть сочинить хвалебную песнь в его честь за буханку? Или нарисовать его протёрт? А может в обмен на хлеб он попросит оказывать ему услуги сексуального характера?

И всё это, что было предложено в качестве продуктов в обмен на хлеб (в том числе и услуги), является результатом производства. То есть для их получения был затрачен труд. И более того, оно является товаром, то есть продуктом, произведённым исключительно для обмена.

Но такой обмен имеет ограничения. Нельзя же бесконечно сочинять хвалебные песни? Ну сочинят их десяток. А дальше они уже потеряют свою ценность для пекаря. А кроме того, всё что получает пекарь в обмен на свой хлеб не имеет ценности для других. Оно имеет ценность только для него одного. То есть он не может обменять свой портрет на что-то ещё. А уж тем более не может обменять такие не вещественные товары как песня или сексуальная услуга. Всё это люди в мире изобилия могут делать для себя итак - бесплатно, ради удовольствия.

Значит в обмен должен быть предложен такой же уникальный, дефицитный и при этом постоянно воспроизводящийся продукт. Например, у нас появился человек, который что-то делает с забродившим яблочным соком, после употребления которого возникают интересные ощущения и весёлое настроение. То есть должен возникнуть второй, третий, четвёртый и так далее продукт, предложение которого ограничено. И ограничено оно не из-за недостатка материальных ресурсов для их производства. А из-за монопольного владения информацией о их производстве.

И вот теперь в этом мире изобилия появилась несколько дефицитных продуктов, которые можно обменивать друг на друга. И несколько собственников.

Возможно ли в такой модели утверждать, что появились два класса? Один – те, кто владеет информацией, а через неё и средствами производства, другие те, кто не владеет. Да. Но когда они возникают? Не тогда ли, когда имеется дефицит в потреблении и неудовлетворённый спрос?

Таким образом, классы появляются только в случае если имеется ограничение в ресурсах. Которое ведёт к ограниченному производству необходимых продуктов. Которое ведёт к неудовлетворённому спросу. Которое ведёт к тому, что некоторые участники монопольно владеют каким-то уникальным продуктом.

Б) Модель развития в мире с ограниченными ресурсами

Мир с неограниченными ресурсами – это мир с не замкнутыми границами. Поскольку реальный мир очевидно имеет границы, то и ресурсы, имеющиеся в нём, также ограничены.

В мире ограниченных ресурсов монополисты так же нуждаются в каких-то ресурсах, которые им недоступны. Особенно если эти ресурсы распределены неравномерно. И потому владельцы средств производства вынуждены обменивать свой продукт на те ресурсы, которые им необходимы. И не всегда потребность в этих ресурсах обеспечивается тем количеством продукта, который может произвести собственник средств производства.

И он вынужден увеличивать объём производства. А значит привлекать стороннюю рабочую силу. И вот наш пекарь построил несколько печей и нанял пекарей.

Что он вынужден сделать? Он вынужден обучить своих работников как печь хлеб. Другими словами - передать часть информации о технологии производства. Какое-то время он может довольствоваться тем, что обучит своих работников только самому необходимому, так чтобы они сами не могли воспроизвести полный цикл производства. Разбивать их на фракции, так чтобы одна группа знала только один кусочек произведённой цепочки: один мелет муку, другой месит тесто, третий поддерживает нужную температуру в печи. Или тем или иными методами заставлять их хранить «коммерческую тайну».

Но чем больше будет расти потребность собственника в ресурсах, тем больше он вынужден увеличивать объём производства для обмена на необходимые ресурсы. Тем больше будет усложняться и расширяться производство и вовлекаться большее количество работников. А значит больше людей будут все вместе обладать знаниями.

И тем сложнее собственнику будет удерживать свою монополю на знание. И единенный выход он будет видеть в применении силы. Собственность в мире с ограниченными ресурсами нуждается в силе.

Таким образом, правящий класс - это класс, владеющий средствами производства, знающий, как их использовать и обладающий силой и волей заставлять других делать то, что ему нужно.

Следовательно, власть правящего класса держится на триаде: собственность, знание, сила. Правящий класс в некоторых условиях может ограничится использованием для своей власти только одной из этих составляющих. Но для полноценной власти необходимы все три части.

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

К СОДЕРЖАНИЮ