Это сейчас западная пресса и западные историки рисуют Советский Союз этакой «темницей народов» и «империей зла». Но после смерти Иосифа Виссарионовича Сталина в 1953 году и с последующим ослаблением репрессий и пут цензуры, действительно очень трудно было сказать, что на территории воистину необъятного государства было так уж много недовольных граждан. Да, в Прибалтике чуть-чуть давили на общественное сознание «национальные мотивы», да ещё в паре-тройке «острых точек». Но не более того. Львиная доля населения из 253 миллионов жителей советской страны была более чем довольна своим существованием.
Между тем, многие страны реально просились в состав СССР. В том числе страны Европы. Однако получали отказ. По разным причинам. Но, в основном, из-за негласной договорённости двух глобальных мировых иловых блоков не расширяться дальше.
В этом контексте есть одна очень интересная история: как европейская страна дважды просилась в состав Советского Союза, но так и не состоялась, как 16 республика по счёту. Почему? Давайте же разберёмся с этим вместе.
Несостоявшаяся Болгарская ССР
Болгария, несмотря на своё «европейское» происхождение и «якшанья» с фашисткой Германией, после Великой Отечественной Войны была очень лояльно настроена по отношению к Советскому Союзу. И именно поэтому в 1963 году, во время визита Тодора Живкова в Москву – лидера Народной Республики Болгария, он выразил общее желание своего народа «войти в общую семью советских братских народов».
В тот момент времени столь явные заявления государственного лидера воспринимались как прямая и однозначная просьба перейти к активным действиям по выполнению. И у Никиты Сергеевича Хрущёва – тогдашнего лидера Советского Союза, с «внешней стороны» были все основания для «самой глубокой интеграции» восточноевропейской страны. Но было очень много «закулисных нюансов», которые решительно препятствовали объединению.
Давайте для начала рассмотрим то, что могло принести пользу.
Во-первых, СССР и без объединения очень активно торговал с «вотчиной» Тодора Живкова, а болгарские товары в советских магазинах считались чем-то статусным и престижным (особенно бытовая техника). Да и Народная Республика Болгария (НРБ) получала от Советского Союза просто колоссальное количество природных ресурсов, которых не хватало у себя на территории, а также промышленное оборудование и технологии (по большому-большому дисконту).
Во-вторых, присутствовал глубокий культурный обмен, а основным народом обоих стран считались выходцы из славянских племён, что порождало огромную схожесть языка.
В-третьих, выгода Болгарии в таком союзе была очевидной – она получала всю мощь СССР совершенно бесплатно. Да и Москва получала бы контроль над всем потоком товаров единолично. С учётом крайне выгодного местоположения НРБ – это было тем более важно, так как позволяло влиять на всю общеэкономическую ситуацию в восточноевропейском регионе.
Причины отказа Хрущёва
Согласно существующей легенде, во время личных переговоров Тодора Живкова и Никиты Хрущёва, лидер нашего государства был недоволен открывающимися перспективами и сказал следующую фразу:
— Вы хотите за счёт Советского Союза выплачивать грекам репарации?
Причина этой недвусмысленной фразы крылась в том, что во время Второй Мировой Войны такая страна, как Болгария, всё-таки воевала на стороне фашистской Германии. И, как и на всех союзников Германии, после Победы, на Болгарию легло бремя выплаты довольно больших репараций пострадавшим странам. В контексте этой истории – Греции.
Вопрос был вовсе не в деньгах. Вопрос был в том, что в случае образования 16 республики, советские граждане должны были выплачивать большие деньги фактически за бывших фашистских преступников. И это никак не мог позволить себе народ-победитель.
Крылась ли под стремлением болгарского руководства «присоединиться» какая-то корысть? Определённо - да, так как такие решения не принимаются «с кондачка» и без обоюдной выгоды. Однако нужно чётко понимать, насколько глубока была эта корысть. И если Тодор действительно рассчитывал рассчитаться за счёт Москвы за прошлые «прегрешения», то болгарская смекалка и изворотливость действительно поражает воображение.
Однако установить истину со всей точностью не представляется возможным – большая часть разговора проходила в закулисье и не под прицелами телекамер. Но можно явно выявить целый ряд важных прочих причин, по которым Болгария никогда бы не стала 16 республикой СССР.
Прочие причины отказа
Вообще, говоря прямо, у такого решения могло быть огромное количество негативных последствий. Например, ухудшение и без того перенапряжённой обстановки в мире и активный протест со стороны стран западного бока.
Да, Советский Союз был себе верен и по-прежнему держал под контролем всю Восточною Европу. Но это требовало огромного количества сил и средств. В свою очередь, взять «на баланс» ещё одну страну фактически означало бы отказаться от некоторых грандиозных проектов, которые как раз реализовывались по всей территории СССР (строительство многочисленных ГЭС и назревающее продолжение строительства БАМа).
Второй очень сложный негативный фактор – это отсутствие у Болгарии общей границы с Советским Союзом. А это – сложности контроля и военной поддержки в том случае, если бы всё-таки кто-то «нажал на красную кнопку». В свою очередь Болгария общие границы со странами НАТО имела. А это – «сами понимаете» - «полное не комильфо» в военно-стратегическом плане.
Третий фактор – это постепенно накаляющаяся обстановка в самой Болгарии. Внутриполитическая ситуация там складывалась так, что начиналось активное противодействие коммунистическому строю и «социалистическим идеалам». И если бы к делу подавления потенциальных протестов подключилась Красная Армия – это было бы ещё одним поводом для западного мира выставить Советский Союз в самом дурном свете.
Так что Никита Сергеевич Хрущёв никаким «колхозником» не был и поспешных решений не принимал (за исключением крымского вопроса). И наперёд рассчитывал многие ходы. А потому повторил свой отказ какое-то время спустя.
Лидер СССР понимал, что намного лучше и в экономическом, и в политическом, и в стратегическом плане было и дальше торговать с Болгарией, числиться идейно близкими союзниками и развивать добрососедские отношения.