Найти в Дзене
Журнал Авито Авто

Что такое гибрид и какие бывают гибридные автомобили

Оглавление
LiXiang L9. Фото: shutterstock.com/Everyonephoto Studio
LiXiang L9. Фото: shutterstock.com/Everyonephoto Studio

Гибрид или Hybrid Electric Vehicle (HEV) — это что-то среднее между бензиновым автомобилем и электрокаром (EV). HEV использует и двигатель внутреннего сгорания (ДВС), и электромотор. Но насколько это выгодно и кому стоит покупать гибрид — расскажем в статье.

Как устроены разные виды гибридов

Если говорить простым языком, то у гибрида три основных элемента:

  • Двигатель внутреннего сгорания (ДВС).
  • Электромотор. Работает от высоковольтной батареи и помогает ДВС во время ускорения. Некоторые гибриды работают только от электромоторов, а двигатель внутреннего сгорания им нужен для подзарядки аккумуляторов.
  • Высоковольтная батарея. Аккумулятор накапливает энергию и питает электромотор.

Главная особенность гибридов — рекуперативное торможение. Именно за счет него автомобиль экономит топливо.

Работает оно так: когда водитель нажимает на тормоз, электродвигатель переключается в режим генератора. Он накапливает энергию, которая создается во время торможения.

Также у многих гибридов есть система «старт-стоп». Она автоматически отключает ДВС, когда автомобиль останавливается. Например, на светофоре или в пробке.

Источник: Журнал Авито Авто
Источник: Журнал Авито Авто

Мягкий гибрид

Mild Hybrid Electric Vehicle (MHEV), или «мягкий» гибрид. У таких автомобилей электромотор только помогает ДВС. Он снижает нагрузку двигателя, но ездить целиком на электротяге такие машины не могут.

Volvo XC90. Фото: Volvo
Volvo XC90. Фото: Volvo

Полный гибрид

Полный гибрид, или Full Hybrid Electric Vehicle (FHEV). У полных гибридов более крупные батареи и мощные двигатели. Они могут двигаться на электротяге. Полные гибриды бывают трех типов:

Параллельный — самый распространенный тип. В таком автомобиле электромотор и ДВС могут работать независимо друг от друга. А аккумулятор заряжается за счет торможения или от ДВС, который в этом случае выполняет роль генератора.

К такому типу относится Geely Galaxy L7. Машина может ехать на электричестве до 90 км, а ее расход топлива — около 2,3 литра на 100 км пути.

Geely Galaxy L7. Фото: Geely
Geely Galaxy L7. Фото: Geely

Последовательный — машина ездит только за счет электромотора, а ДВС работает как генератор. Такие автомобили называют Electric Range Extended Vehicle (EREV).

Пример — BMW 3i с Range Extender. Его расход топлива за 100 км — 3,6 литра.

BMW 3is Range Extender. Фото: commons.wikimedia.com/User3204
BMW 3is Range Extender. Фото: commons.wikimedia.com/User3204

Параллельно-последовательный — автомобиль может работать и на электротяге, и на ДВС. Или комбинировать оба двигателя. И так же как последовательные заряжать батарею чисто от ДВС или при торможении.

Один из таких примеров — Toyota Auris HSD. Он расходует 3,8 литра за 100 километров езды. А если выбрать электрический режим и ехать со скоростью до 50 км/ч, то машина вообще не расходует бензин.

Toyota Auris HSD. Фото: shutterstock.com/Artem Kliatchkine
Toyota Auris HSD. Фото: shutterstock.com/Artem Kliatchkine

Есть еще один вариант гибрида — подзаряжаемый или Plug-in Hybrid Electric Vehicle (PHEV). Подзаряжаемый гибрид может быть параллельным, последовательным или параллельно-последовательным. Но у него есть одно отличие — аккумуляторы этого автомобиля можно заряжать от розетки.

Хороший пример — кроссовер Skywell HT-i. Он может проехать до 145 километров на одном заряде. При полностью заряженной батарее расход топлива составляет всего 0,8 литра на 100 км.

Skywell HT-i. Фото: Skywell
Skywell HT-i. Фото: Skywell

На вопрос, какой из этих типов лучше, отвечает эксперт — руководитель отдела продаж автомобилей АВТОДОМ Электро Исраел Мгдесян:

«На сегодняшний день в Россию 98% гибридных автомобилей поставляются с параллельным и последовательным гибридом. Основной минус параллельного гибрида для покупателя — налог на транспорт. При его постановке на учет указывают общее количество лошадиных сил. Например, 150 от электродвигателя и 300 от ДВС. В сумме получается 450 сил. Налог будет начисляться за общее количество. А у последовательного гибрида такой проблемы нет. Налог нужно платить только с электродвигателя».

Плюсы гибридов

Экономия топлива. Гибриды расходуют до 1 литра на 100 км при езде по городу.

Экологичность. Гибридные автомобили производят меньше выбросов. Если ДВС не работает, то и выброса углекислого газа не происходит.

Меньший износ. Рекуперативное торможение продлевает срок службы тормозов и снижает затраты на техническое обслуживание.

Минусы

Высокая цена. Гибридные автомобили дешевле в эксплуатации. Но их покупка обходится дороже из-за более сложных технологий.

Seres AITO M5. Фото: AITO
Seres AITO M5. Фото: AITO

Есть миф, что гибриды сложнее в обслуживании. У машины часто есть проблемы с аккумулятором, и тяжело найти квалифицированных специалистов для ремонта. Но эксперт Исраел Мгдесян так не считает:

«Гибрид — это тот же ДВС. У него есть бензиновый двигатель и аккумулятор. На всех автомобилях меняется масло, фильтры, и у гибрида тоже. Проблема с аккумулятором может быть у любой машины. В рамках обслуживания автомобиля с гибридом не добавляется ничего нового. На личном опыте могу сказать, что у меня пройдено три ТО. И абсолютно никаких сложностей не было».

Стоит ли вам покупать гибридный автомобиль

Гибрид подойдет вам, если вы:

  • Большую часть времени ездите по городу и его окрестностям. А это значит, что вы часто стоите в пробках и на светофорах — тут гибрид поможет экономить топливо.
  • Заботитесь об экологии. Гибриды меньше загрязняют окружающую среду, в сравнении с обычными бензиновыми машинами.

Но не подойдет, если вы:

  • Часто ездите по автомагистралям на большие расстояния.
  • Ищете бюджетный вариант автомобиля.

Рейтинг моделей гибридных автомобилей

Эксперт Исраел Мгдесян назвал пять гибридов, к которым стоит присмотреться:

«Я бы обозначил первой тройкой: LiXiang 9, LiXiang 7 и LiXiang 6. Эти автомобили стоит купить в 2024 году. На четвертое место я бы поставил Seres AITO М5. Эта машина подойдет, если вам не нужно перевозить семью и использовать большой багажник. А на пятом месте — кроссовер Seres AITO М7».

LiXiang L9. Фото: shutterstock.com/Everyonephoto Studio
LiXiang L9. Фото: shutterstock.com/Everyonephoto Studio

Главное о гибридных авто

  • Гибрид — это автомобиль с электромотором и ДВС. Он более экологичный и меньше расходует топливо, чем обычные машины. Его главный минус — это высокая цена, по сравнению с бензиновыми автомобилями.
  • Гибриды бывают мягкие и полные. Полные делятся на три типа: параллельные, последовательные и параллельно-последовательные.
  • Выгоднее брать последовательный гибрид. За него нужно платить меньше налогов, чем за параллельный.
  • Гибрид подойдет, если вы живете в городе и не ездите на дальние расстояния.
  • Топ-5 гибридных авто, которые стоит купить в 2024 году: LiXiang 9, LiXiang 7, LiXiang 6, Seres AITO М5 и Seres AITO М7.

Текст: Яна Денисова

Эксперт: руководитель отдела продаж автомобилей АВТОДОМ Электро Исраел Мгдесян