Гибрид или Hybrid Electric Vehicle (HEV) — это что-то среднее между бензиновым автомобилем и электрокаром (EV). HEV использует и двигатель внутреннего сгорания (ДВС), и электромотор. Но насколько это выгодно и кому стоит покупать гибрид — расскажем в статье.
Как устроены разные виды гибридов
Если говорить простым языком, то у гибрида три основных элемента:
- Двигатель внутреннего сгорания (ДВС).
- Электромотор. Работает от высоковольтной батареи и помогает ДВС во время ускорения. Некоторые гибриды работают только от электромоторов, а двигатель внутреннего сгорания им нужен для подзарядки аккумуляторов.
- Высоковольтная батарея. Аккумулятор накапливает энергию и питает электромотор.
Главная особенность гибридов — рекуперативное торможение. Именно за счет него автомобиль экономит топливо.
Работает оно так: когда водитель нажимает на тормоз, электродвигатель переключается в режим генератора. Он накапливает энергию, которая создается во время торможения.
Также у многих гибридов есть система «старт-стоп». Она автоматически отключает ДВС, когда автомобиль останавливается. Например, на светофоре или в пробке.
Мягкий гибрид
Mild Hybrid Electric Vehicle (MHEV), или «мягкий» гибрид. У таких автомобилей электромотор только помогает ДВС. Он снижает нагрузку двигателя, но ездить целиком на электротяге такие машины не могут.
Полный гибрид
Полный гибрид, или Full Hybrid Electric Vehicle (FHEV). У полных гибридов более крупные батареи и мощные двигатели. Они могут двигаться на электротяге. Полные гибриды бывают трех типов:
Параллельный — самый распространенный тип. В таком автомобиле электромотор и ДВС могут работать независимо друг от друга. А аккумулятор заряжается за счет торможения или от ДВС, который в этом случае выполняет роль генератора.
К такому типу относится Geely Galaxy L7. Машина может ехать на электричестве до 90 км, а ее расход топлива — около 2,3 литра на 100 км пути.
Последовательный — машина ездит только за счет электромотора, а ДВС работает как генератор. Такие автомобили называют Electric Range Extended Vehicle (EREV).
Пример — BMW 3i с Range Extender. Его расход топлива за 100 км — 3,6 литра.
Параллельно-последовательный — автомобиль может работать и на электротяге, и на ДВС. Или комбинировать оба двигателя. И так же как последовательные заряжать батарею чисто от ДВС или при торможении.
Один из таких примеров — Toyota Auris HSD. Он расходует 3,8 литра за 100 километров езды. А если выбрать электрический режим и ехать со скоростью до 50 км/ч, то машина вообще не расходует бензин.
Есть еще один вариант гибрида — подзаряжаемый или Plug-in Hybrid Electric Vehicle (PHEV). Подзаряжаемый гибрид может быть параллельным, последовательным или параллельно-последовательным. Но у него есть одно отличие — аккумуляторы этого автомобиля можно заряжать от розетки.
Хороший пример — кроссовер Skywell HT-i. Он может проехать до 145 километров на одном заряде. При полностью заряженной батарее расход топлива составляет всего 0,8 литра на 100 км.
На вопрос, какой из этих типов лучше, отвечает эксперт — руководитель отдела продаж автомобилей АВТОДОМ Электро Исраел Мгдесян:
«На сегодняшний день в Россию 98% гибридных автомобилей поставляются с параллельным и последовательным гибридом. Основной минус параллельного гибрида для покупателя — налог на транспорт. При его постановке на учет указывают общее количество лошадиных сил. Например, 150 от электродвигателя и 300 от ДВС. В сумме получается 450 сил. Налог будет начисляться за общее количество. А у последовательного гибрида такой проблемы нет. Налог нужно платить только с электродвигателя».
Плюсы гибридов
Экономия топлива. Гибриды расходуют до 1 литра на 100 км при езде по городу.
Экологичность. Гибридные автомобили производят меньше выбросов. Если ДВС не работает, то и выброса углекислого газа не происходит.
Меньший износ. Рекуперативное торможение продлевает срок службы тормозов и снижает затраты на техническое обслуживание.
Минусы
Высокая цена. Гибридные автомобили дешевле в эксплуатации. Но их покупка обходится дороже из-за более сложных технологий.
Есть миф, что гибриды сложнее в обслуживании. У машины часто есть проблемы с аккумулятором, и тяжело найти квалифицированных специалистов для ремонта. Но эксперт Исраел Мгдесян так не считает:
«Гибрид — это тот же ДВС. У него есть бензиновый двигатель и аккумулятор. На всех автомобилях меняется масло, фильтры, и у гибрида тоже. Проблема с аккумулятором может быть у любой машины. В рамках обслуживания автомобиля с гибридом не добавляется ничего нового. На личном опыте могу сказать, что у меня пройдено три ТО. И абсолютно никаких сложностей не было».
Стоит ли вам покупать гибридный автомобиль
Гибрид подойдет вам, если вы:
- Большую часть времени ездите по городу и его окрестностям. А это значит, что вы часто стоите в пробках и на светофорах — тут гибрид поможет экономить топливо.
- Заботитесь об экологии. Гибриды меньше загрязняют окружающую среду, в сравнении с обычными бензиновыми машинами.
Но не подойдет, если вы:
- Часто ездите по автомагистралям на большие расстояния.
- Ищете бюджетный вариант автомобиля.
Рейтинг моделей гибридных автомобилей
Эксперт Исраел Мгдесян назвал пять гибридов, к которым стоит присмотреться:
«Я бы обозначил первой тройкой: LiXiang 9, LiXiang 7 и LiXiang 6. Эти автомобили стоит купить в 2024 году. На четвертое место я бы поставил Seres AITO М5. Эта машина подойдет, если вам не нужно перевозить семью и использовать большой багажник. А на пятом месте — кроссовер Seres AITO М7».
Главное о гибридных авто
- Гибрид — это автомобиль с электромотором и ДВС. Он более экологичный и меньше расходует топливо, чем обычные машины. Его главный минус — это высокая цена, по сравнению с бензиновыми автомобилями.
- Гибриды бывают мягкие и полные. Полные делятся на три типа: параллельные, последовательные и параллельно-последовательные.
- Выгоднее брать последовательный гибрид. За него нужно платить меньше налогов, чем за параллельный.
- Гибрид подойдет, если вы живете в городе и не ездите на дальние расстояния.
- Топ-5 гибридных авто, которые стоит купить в 2024 году: LiXiang 9, LiXiang 7, LiXiang 6, Seres AITO М5 и Seres AITO М7.
Текст: Яна Денисова
Эксперт: руководитель отдела продаж автомобилей АВТОДОМ Электро Исраел Мгдесян