Найти в Дзене

Как строили трассу Бама на Иманграканском участке.

Осенью того же года, 1980-ого, наш участок стали подготавливать к расформированию. Подготовительные работы подходили к концу, мы должны были уступить свой фронт работ путеукладчикам. Иманграканский прижим был самый сложный участок трассы Бама, по словам проектировщиков Ленинградского института Ленгинпротранс. Институт делал проект этого участка, выполнил действующую модель, на которой изучали процессы устойчивости земляного полотна. Проектировщиками были рассмотрены три варианта строительства, в том числе виадук, тоннель, но остановились на экспериментальном прижиме. Суть заключалась в оттеснении русла реки Олёкма мощной насыпью, со срезкой противоположного берега. Насыпь 8 метров под водой, и 8 метров над водой с бермой и рейсбермой из крупной скалы. Поперечные профили доходили до 1200м2. Это значит, что на один погонный метр надо уложить 1200 м2 грунта. Работы усложнялись сезонностью, погодными условиями, невозможностью боковых подходов для ввоза материалов ( ледоход,

Осенью того же года, 1980-ого, наш участок стали подготавливать к расформированию. Подготовительные работы подходили к концу, мы должны были уступить свой фронт работ путеукладчикам.

Иманграканский прижим был самый сложный участок трассы Бама, по словам проектировщиков Ленинградского института Ленгинпротранс. Институт делал проект этого участка, выполнил действующую модель, на которой изучали процессы устойчивости земляного полотна.

Иманграканский участок до строительства насыпи под железную дорогу. Река Олёкма.
Иманграканский участок до строительства насыпи под железную дорогу. Река Олёкма.

Проектировщиками были рассмотрены три варианта строительства, в том числе виадук, тоннель, но остановились на экспериментальном прижиме. Суть заключалась в оттеснении русла реки Олёкма мощной насыпью, со срезкой противоположного берега.

Насыпь 8 метров под водой, и 8 метров над водой с бермой и рейсбермой из крупной скалы. Поперечные профили доходили до 1200м2. Это значит, что на один погонный метр надо уложить 1200 м2 грунта. Работы усложнялись сезонностью, погодными условиями, невозможностью боковых подходов для ввоза материалов ( ледоход, паводки).

Начальнику участка, Александру Фёдоровичу, сулили Звезду Героя, но вмешался несчастный случай.

Прямо на рабочем месте, помощника машиниста экскаватора, Витю Мотузенко убило комом мерзлоты, выпавшего из откоса. Александра Фёдоровича сняли с должности, ему грозил суд.

Но повезло, что жена Мотузенко не имела к нему претензий, наоборот, отстаивала его в судах. В конце концов Александра Фёдоровича отправили без должности обустраивать новый участок трассы в Новой Чаре. И, конечно, Звезду Героя ему ему не дали.

Въезд на наш участок, Иманграканский.
Въезд на наш участок, Иманграканский.

Достраивать прислали нового начальника, который чуть не развалил дело. Но благодаря слаженному коллективу удалось успешно его закончить и сдать.

У Мотузенко была жена и двое девочек. Сами они были из Украины. Витя играл на баяне, был весёлым, знал много песен. После суда они уехали на родину.

Третий справа-мой Николай.
Третий справа-мой Николай.

Слева направо- Александр Фёдорович,  мой Николай и Аркадий Поморцев.
Слева направо- Александр Фёдорович, мой Николай и Аркадий Поморцев.

На рыбалке. Я стою с собакой, Коля-первый слева.
На рыбалке. Я стою с собакой, Коля-первый слева.

А мы переехали на новый участок-Кемен.