Найти в Дзене

Как фильм «Крик» Уэса Крэйвена смеётся над жанром

Оглавление
Как «Крик» Уэса Крэйвена смеётся над жанром
Как «Крик» Уэса Крэйвена смеётся над жанром

Уэс Крэйвен — человек-легенда жанра хоррор. Он заставил добрую половину подростков 80-х спать при включённом свете. Доказал, что пустой дом может стать самым жутким местом на планете.

Даже его более лайтовые работы вроде «Люди под лестницей» до сих пор вспоминают как одним из лучших представителей жанра. Думаете, что Крэйвен остановился на создании ужастиков? Вы ошибаетесь. В 1996 году он решил разобрать жанр по косточкам и собрать из них нечто уникальное. Так родился «Крик».

Крэйвен знал о клише ужасов всё. Он был как Шерлок, изучивший природу страха до мельчайших деталей. Кто, как не он, мог обыграть эти правила и превратить их в сюжетный двигатель?

Он подошёл к «Крику» с азартом и самоиронией. Если в предыдущих фильмах он рассказывал зрителям, как не стоит себя вести, то в «Крике» его герои уже сами обсуждают эти ошибки. Это как если бы Крюгер сел за чай с жертвами и рассказал им, почему нельзя спать в одиночку.

Я обожаю этот фильм. В нём сочетаются интеллект, юмор и настоящий саспенс. Хорроры, оказывается, могут еще и умными быть, а не просто пугать. Я расскажу, почему «Крик» стал для меня одним из любимых фильмов.

Правило первое - умей посмеяться над собой

Нив Кэмпбэлл
Нив Кэмпбэлл

Классика ужасов строится на правилах. Не ходи в подвал. Не разделяйтесь. Не открывай дверь. И, конечно, не произноси сакраментальное «Я сейчас вернусь». В «Крике» герои сами о них говорят. Они знают, как выжить, и нарушают эти правила. Ирония в том, что их осведомлённость только подливает масла в огонь.

Эта идея — не просто находка, а целый подарок для зрителя. Она делает фильм не очередным слэшером, а самоанализом жанра. Герои не глупцы, их ошибки осознанны. Зритель одновременно смеётся и переживает, потому что рефлексия не отменяет напряжения.

Мне это кажется гениальным. Каждый раз, когда герои обсуждают «правила» и тут же их нарушают, я чувствую, как Крэйвен подмигивает из-за камеры. Это не просто фильм, это диалог с аудиторией.

Самоирония делает «Крик» живым. Она задаёт тон всему фильму. Следующий пункт — это про персонажей.

Правило второе - сделай героев настоящими

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Как часто в фильмах ужасов герои кажутся картонными? Девушка, которая бежит не туда. Юноша, который думает не тем, чем надо. Всё это в прошлом. В «Крике» персонажи живые. Они шутят, переживают, злятся и по-настоящему боятся.

Сидни Прескотт — не просто «финальная девушка». У неё есть характер, сила и прошлое. Её трагедия — это не просто предыстория, это двигатель её действий. Второстепенные герои тоже выпуклые. Рэнди, который знает всё о фильмах, Гейл, жаждущая сенсаций, и даже школьные хулиганы.

Я смотрел фильм и ловил себя на мысли: «Пусть я этих людей не знаю, но каких-то из моих друзей они точно напоминают». Они похожи на людей, которых мы встречаем в жизни. Их реакции правдоподобны. Поэтому за них и переживаешь.

Настоящие герои заставляют фильм чувствоваться живым. Это как раз то, чего так не хватало жанру до «Крика». Следующий пункт — о поворотах.

Правило третье - держи зрителя в напряжении

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В «Крике» нет однозначных решений. Гостфэйс может быть кем угодно. И эта интрига работает на ура. Крэйвен дразнит зрителя, подбрасывая намеки. То Билли ведёт себя странно, то Стю улыбается не так.

Гостфэйс на двоих — решение, которое сбивает с ног. Ты думаешь, что угадал, а потом оказывается, что всё сложнее. И это при том, что фильм не превращается в запутанный лабиринт. Всё логично и на своих местах.

Для меня это стало открытием. Обычные слэшеры часто идут по прямой. А здесь — настоящий детектив. И он работает на эмоциях.

Напряжение и неожиданные ходы делают фильм увлекательным. И это не единственное, чем он берёт. Следующий пункт — открывающая сцена.

Правило четвёртое - начни с удара

Дрю Бэрримор
Дрю Бэрримор

Первая сцена — шедевр. Дрю Бэрримор на постере? Значит, выживёт? А вот и нет. В первые минуты фильм нарушает ожидания. И делает это красиво.

Сцена не просто страшная. Она драматичная. Мы видим, как героиня борется. Её финал задаёт тон всему фильму. Никто не в безопасности.

Эта сцена меня поразила. Я смотрел с открытым ртом. Крэйвен снова переиграл правила и доказал, что умеет удивлять.

Начало задаёт высокий стандарт, который фильм держит до конца.

Вывод

«Крик» — это фильм, который нужно смотреть не только фанатам ужасов. Это умная и увлекательная работа, которая удивляет, смешит и пугает. Уэс Крэйвен создал шедевр, который остаётся актуальным спустя десятилетия.

И даже несмотря на то, что в последствии появилось "Очень страшное кино", которое если не обнулило зрительский страх перед Гостфэйсом, то как минимум поубавило.

Однако это не помешало создателям франшизы и дальше собирать неплохую кассу продолжениями.

Поставьте 👍, если статья Вам понравилась. За репост — долгих лет Вам жизни и доброго здоровья :)

Напишите в комментариях смотрели ли Вы эти фильмы или порекомендуйте еще какие посмотреть. Обсудим 👇

Два корейских сериала, которые не отпускают до последней секунды
Красный коридор Кубрика | Про кино и сериалы22 ноября 2024
Почему Банши — последний мужской сериал Голливуда
Красный коридор Кубрика | Про кино и сериалы20 ноября 2024