Найти в Дзене
Ваш дошкольник

Беседа с воспитателями: «Роль игры в психическом развитии ребенка»

Задачи: расширить представление воспитателей о влиянии игры на развитие психических качеств и личностных особенностей ребенка; развивать умение педагогов дифференцировать виды игр в зависимости от ее содержания; способствовать повышению эффективности педагогического процесса. Теоретическое вступление по теме беседы. Вопросы для дискуссии. Выводы. Практическое взаимодействие с педагогами по теме беседы. Содержание беседы. Одним из важных показателей психического здоровья у детей — является умение играть. Исследования психологов привели к выводу, что психические процессы: восприятие, память, мышление, речь более интенсивно развиваются именно в игровой деятельности. Так как в занимательной для ребенка форме запоминается и воспроизводится необходимый материал, повышается двигательная активность, ребенок концентрируется, сосредотачивается на тех предметах и объектах, которые вызывают у него познавательный интерес, учится контролировать свои поступки. Сознательная цель выделяется для ребенка
Оглавление

Задачи:

расширить представление воспитателей о влиянии игры на развитие психических качеств и личностных особенностей ребенка;

развивать умение педагогов дифференцировать виды игр в зависимости от ее содержания;

способствовать повышению эффективности педагогического процесса.

ПЛАН БЕСЕДЫ:

I часть

Теоретическое вступление по теме беседы.

Вопросы для дискуссии.

Выводы.

II часть

Практическое взаимодействие с педагогами по теме беседы.

Содержание беседы.

Одним из важных показателей психического здоровья у детей — является умение играть.

Исследования психологов привели к выводу, что психические процессы: восприятие, память, мышление, речь более интенсивно развиваются именно в игровой деятельности. Так как в занимательной для ребенка форме запоминается и воспроизводится необходимый материал, повышается двигательная активность, ребенок концентрируется, сосредотачивается на тех предметах и объектах, которые вызывают у него познавательный интерес, учится контролировать свои поступки. Сознательная цель выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Ребенок с помощью специально организованных заданий открывает для себя нечто новое, ранее ему неизвестное, что и привлекает его внимание.

Главный принцип развития игровой деятельности в дошкольном возрасте — это полноценность и гармоничность игры.

Поэтому особая роль в игровой деятельности отводится участию взрослого, так как именно взрослый, зная все тонкости развития детской психики, может оказать помощь ребенку в создании полноценной игры. Но это не значит, что принимая на себя ведущую роль в организации игры, взрослый должен постоянно критиковать, делать замечания, подсказывать действия ребенка в тех или иных игровых ситуациях, а напротив взрослый лишь подсказывает возможный ход событий и внимательно наблюдает за тем, как ребенок проявляет себя в игре. Особенно это касается тех ситуаций, когда дети в процессе игры взаимодействуют друг с другом и участие взрослого в данных действиях не предполагается. Важно не спешить исправлять ситуацию, либо разрешать возникший в игре конфликт, а дать возможность детям самим найти выход, проявить себя как личность и возможно осознать свою значимость. Ведь, возникшие трудности в игре, как и в жизни, не всегда трактуют нам, что все плохо, а иногда, наоборот, позволяют нам приобрести ценнейший жизненный опыт.

Вопросы для дискуссии:

  • какое значение оказывает игра на формирование произвольности психических процессов?
  • от каких факторов зависит повышение эффективности процесса обучения детей дошкольного возраста?

Включение игровых приемов в процесс обучения детей, их многообразие повышает его эффективность, так как игра:

  • создает положительный эмоциональный фон, который способствует эффективному усвоению детьми материала;
  • оказывает большое влияние на развитие коммуникативной и интеллектуальной сферы ребенка;
  • способствует преодолению психологических барьеров, повышает уверенность в собственных силах, улучшает общение детей со сверстниками и взрослыми, стимулирует к поиску творческих решений.

III часть

Практические задания.

Структура игры: (производится групповой опрос об основных структурных компонентах игры, ответы фиксируются на доске).

Определить вид игры, показать приемы руководства игрой:

  • у каждого ребенка — бумажная кукла в обуви красного, желтого, зеленого или синего цветов. Нужно подобрать кукле платье и бантики такого же цвета. (Дидактическая игра «Подбери одежду по цвету»);
  • группа делится на пары. Один из пары придумывает и показывает различные движения, другой — копирует их. (Подвижная игра «Обезьянки»);
  • возрастные особенности развития игровой деятельности.

Педагоги распределяются по группам в соответствии с возрастом детей (4 группы: ранний, младший, средний, старший дошкольный возраст). У каждой группы есть таблица, которую нужно заполнить воспитателям с учетом возраста детей данной группы. Затем один представитель зачитывает свои данные и происходит совместное обсуждение и дополнение коллег. В итоге данной работы устанавливается динамика развития игровой деятельности на каждом возрастном периоде.

Анализ беседы:

  • в ходе беседы с воспитателями групп было отмечено:
  • активное участие воспитателей в процессе дискуссии; практической части беседы;
  • воспитатели групп проявляли заинтересованность к теме беседы, инициативность в некоторых вопросах (приводили примеры из собственного опыта в процессе взаимодействия с детьми);
  • материалы беседы легко воспринимались слушателями, что и способствовало построению диалога на протяжении всей беседы.