Найти в Дзене

Сколько было книг в Древней Руси?

Оглавление

Почитал монографию д.и.н. Бориса Сапунова про книги и книжность Киевской Руси. Работа издана в конце 70-х, отдельные моменты могут устареть, но общая картина представляется вполне актуальной.

Верхушка айсберга: две сотни манускриптов

В огне пожарищ сохранилось очень мало артефактов, связанных с глубокой древностью. В 1970-е было известно:

  • 183 русских меча старше 1300 года;
  • около 50 русских икон старше 1300 года;
  • 190 книг старше 1240 года (т. е. домонгольского периода).

Учтены только манускрипты, находившиеся в тот момент в СССР. Рукописи из западных библиотек в подсчеты не попали, но известно, что их во много раз меньше. Итак до нас дошло (иногда — во фрагментах) около двухсот томов, созданных переписчиками из Киевской Руси. Крохи и слезы!

А сколько их — не сохранилось?!

Превратности судьбы

Начнем с «локализации» дошедших до нас книг: тут любопытная картина.

О половине домонгольских манускриптов точно известно, что они были созданы в одном городе — Новгороде. До этого культурного центра, как известно, не дошел Батый, да и позднее город (до начала XVII века) не был взят врагом.

На втором месте — Галицко-Волынское княжество, от которого осталось 16 домонгольских манускриптов. Жертвой нашествия здесь пали не все города. Кроме того, эта земля была одной из самых богатых и культурных.

Мстиславово Евангелие (Новгород, начало XII века) в окладе XVI века. Именно у таких книг (роскошное напрестольное Евангелие из Новгорода) шансы на выживание были выше всего
Мстиславово Евангелие (Новгород, начало XII века) в окладе XVI века. Именно у таких книг (роскошное напрестольное Евангелие из Новгорода) шансы на выживание были выше всего

Из Киевской земли дошло… три книги.

А от рязанских рукописей остались только медные застежки, которые нашли археологи на пепелище. Судя по раскопкам, книги встречались там и в небогатых избах горожан.

Известно несколько рукописей, созданных в Ростове Великом. Город, по-видимому, вовремя сдался монголам и не был разрушен, в отличие от остальных крупных центров Северо-Восточной Руси.

Как ни странно, до нас дошло очень мало манускриптов из Смоленска и Полоцка, хотя эти княжества обладали богатой культурой и не пострадали от нашествия Батыя. Возможно, постарались западные соседи: литовцы...

Наконец, есть немало рукописей, происхождение которых неясно.

Общее впечатление: почти все книжное богатство уничтожено во время войн, Новгород — это исключение. Но и там манускрипты гибли от пожаров. Плюс условия хранения в XVII-XVIII веках: это отдельный невеселый разговор.

Есть ли возможность посчитать, сколько книг существовало на Руси до монгольского нашествия? Есть!

Спойлер: их было на три порядка больше, чем до нас дошло.

От церквей к манускриптам

Книга на Руси — это прежде всего религиозная книга. Особенно такая, которая нужна в храме на службе. Есть «прожиточный минимум» рукописей, без которых невозможен православный храм, этот минимум определялся церковными канонами и (как свидетельствуют более поздние документы, связанные с XVI-XVII веками) на практике соблюдался. Как показывает Б. В. Сапунов, богослужебных книг должно быть в десять раз больше, чем церквей.

Заставка из галицкой рукописи XII века
Заставка из галицкой рукописи XII века

Христианская община, а значит и книги, существовала в Киеве уже во времена св. Ольги, то есть в середине X века. После крещения Руси князем Владимиром (988 год) началась христианизация страны. Оплотом новой веры стали города, но через столетие она дошла и до самых глухих медвежьих углов. Последние сведения о русских язычниках в земле вятичей относятся к началу XII века. И это согласуется с археологией: в течение XII века исчезают погребения по языческому обряду, даже в глуши брянских лесов. Все это было невозможно без сети сельских церквей, которая охватила всю страну.

Один храм приходился, в среднем, на 500 жителей: так показали и расчеты, связанные с домонгольскими городами, и документы по селам в Московской Руси.

Население Киевской Руси перед монгольским нашествием — это около 6 или 7 миллионов человек, такая оценка принята в науке. Если так, получаем порядка 10 тысяч храмов и порядка 100 тысяч богослужебных книг.

Так — в самом упрощенном виде! — можно представить выкладки Сапунова (на самом деле там много страниц расчетов с анализом альтернативных точек зрения: все как в хорошей монографии).

Не только для церковной службы

Княжеская семья на страницах Изборника Святослава, 1076 год
Княжеская семья на страницах Изборника Святослава, 1076 год

100 тысяч богослужебных книг — это, естественно, лишь одна группа древнерусских манускриптов.

Вторая группа — более широкий круг христианской литературы: например, жития святых, работы Отцов Церкви и т. п. Такие рукописи наполняли монастырские и соборные библиотеки.

Третья (по Сапунову, самая малочисленная) группа — это светские, полусветские или апокрифические произведения. В их число входят и самые любопытные для нас: летописи, списки Русской правды… или, например, Слово о полку Игореве. Такие сочинения гибли быстрее всего (хотя кое-что сохранилось в позднейших копиях). Так самый старый уцелевший летописный манускрипт (Синодальный список Новгородской первой летописи) создан лишь на рубеже XIII и XIV веков.

Сколько же было всего книг?

Дошедшие до нас рукописи домонгольского периода — в основном, богослужебные, у них был выше шанс на выживание. Больше всего берегли напрестольные Евангелия с миниатюрами и драгоценными камнями… Отсюда еще нельзя делать выводов, что остальные, небогослужебные книги встречались реже, но…

Этот вывод можно сделать, исходя из древнерусских шрифтов XI-XIII веков. Собственно, шрифт был один: устав. Крупные, четкие буквы, можно сказать, не писали, а вырисовывали. Писать книгу уставом — дело трудоемкое и требует много пергамена. Зато этот шрифт хорошо читается в полумраке православной церкви. Устав лучше всего подходит для литургических книг.

Древнерусский устав. Страница Остромирова Евангелия — старейшей из датированных рукописей Киевской Руси (1056-1057 годы)
Древнерусский устав. Страница Остромирова Евангелия — старейшей из датированных рукописей Киевской Руси (1056-1057 годы)

Однако то немногое, что сохранилось от нелитургических книг Киевской Руси (типа дошедшего до нас Изборника Святослава 1073 года) — тоже написаны уставом. Другие шрифты (более простой полуустав и скоропись) формируются только с XIV века.

Отсюда можно заключить: по крайней мере в домонгольскую эпоху книги для богослужения (порядка 100 тысяч экземпляров) преобладали.

Итоговая оценка Сапунова такова: в Киевской Руси одновременно существовало около 150 тысяч книг (на 6 или 7 миллионов жителей). Это, конечно, оценка «с точностью до знака».

Выходит, что дошла до наших дней примерно одна рукопись из тысячи! Напомним, что их сохранилось около 200.