Найти в Дзене
Жизнь советского человека

Что творилось в американских лагерях военнопленных для эсэсовцев? Правда, которая потрясла советского прокурора

В первых числах марта 1946 года советский военный прокурор Николай Михайлович Котляр был отправлен в командировку в Мюнхен, в качестве советского представителя на суде над руководителями фашистского концлагеря в Дахау. С ним отправились также шофёр прокуратуры А. Арбузов и корреспондент международного отдела ТАСС Владимир Николаевич Будахин. 28 марта они пересекли демаркационную линию и подъехали к КПП американских войск. Прочитав сопроводительное письмо на английском языке, обязывающее оказывать советским офицерам всяческое содействие (с подписями своей администрации), солдат с улыбкой пожелал им счастливого пути. Они были в Западной Германии. Прекрасные дороги, сады, посёлки, абсолютно не тронутые войной, такие же магазины, дома и заводы. Хорошо одетые немцы. На это было невыразимо тяжело смотреть, вспоминая почти полностью выжженные города Белоруссии, Украины и Молдавии. Сердце не принимало таких контрастов. Но главное потрясение их ждало впереди. Они остановились переночевать во Фр

В первых числах марта 1946 года советский военный прокурор Николай Михайлович Котляр был отправлен в командировку в Мюнхен, в качестве советского представителя на суде над руководителями фашистского концлагеря в Дахау. С ним отправились также шофёр прокуратуры А. Арбузов и корреспондент международного отдела ТАСС Владимир Николаевич Будахин.

28 марта они пересекли демаркационную линию и подъехали к КПП американских войск. Прочитав сопроводительное письмо на английском языке, обязывающее оказывать советским офицерам всяческое содействие (с подписями своей администрации), солдат с улыбкой пожелал им счастливого пути.

Военные прокуроры Берлинского гарнизона. Котляр - в центре/фото из фондов музея политической истории России / Николай Михайлович Котляр
Военные прокуроры Берлинского гарнизона. Котляр - в центре/фото из фондов музея политической истории России / Николай Михайлович Котляр

Они были в Западной Германии. Прекрасные дороги, сады, посёлки, абсолютно не тронутые войной, такие же магазины, дома и заводы. Хорошо одетые немцы. На это было невыразимо тяжело смотреть, вспоминая почти полностью выжженные города Белоруссии, Украины и Молдавии. Сердце не принимало таких контрастов. Но главное потрясение их ждало впереди.

Они остановились переночевать во Франкфурте-на-Майне, где бургомистр устроил их в гостиницу. Наутро корреспондент предложил прокурору посетить американский лагерь для пленных эсэсовцев в Дармштадте. Хотелось узнать, как представители США содержат военных преступников. Добиться сопровождения от американцев им не удалось. Но поскольку у них был пропуск по всем зонам оккупации, решились двинуться самостоятельно.

Лагерь занимал большую территорию. Ворота охраняли американские солдаты с оружием. С той стороны наши увидели нескольких заключённых, одетых в белые рубашки, которые чем-то явно обменивались с часовыми. Потом узнали – американцы меняли спиртное и продукты на различные ценности, оставшиеся у немцев.

Невзирая на все подписи ответственных американских лиц в документе, лейтенант, руководивший в данный момент охраной лагеря, пропустить внутрь их не согласился. Но зато он, как и все американцы, с удовольствием согласился сфотографироваться и дать интервью Будахину. В результате корреспондент и прокурор узнали всё о содержании эсэсовцев.

Американский КПП
Американский КПП

Всего их было 11 794, из которых всего 647 преступников прошли суд за год. Произведя нехитрые вычисления, можно было понять, что остальных осудят совсем не скоро.

Большая часть нацистов не работала. Зато кормили их исправно три раза в день. Для каждого заключённого было рассчитано 1600 калорий в день, а в случае выезда на работу – 2500. Также без всяких ограничений разрешались передачки. В целом работа находилась в день примерно на 200 человек.

Остальным, по словам американского лейтенанта, скучать тоже не давали. В лагере работало несколько театров, приезжали лекторы, можно было свободно заниматься на спортплощадках. Увлечённый американец сыпал через переводчика названиями сыгранных спектаклей и именами лекторов-учёных.

А в памяти наших вставали допросы начальника лагеря Заксенхаузена – Августа Гена. Который тоже сыпал названиями того, что было обустроено в лагере для уничтожения людей. Охраняли узников эсэсовцы из дивизии «Мёртвая голова». Они же осуществляли все «акции ликвидации».

Немецкие военнопленные занимаются в лагере английским языком
Немецкие военнопленные занимаются в лагере английским языком

Котляр решил поинтересоваться, есть ли такие в лагере американцев? Оказалось – есть. Американец добавил от себя, что они тоже не сидят без дела. Играют в одном из четырёх театров по выбору, читают, занимаются на спортплощадках.

Когда в лагере ударил гонг, лейтенант заторопился – в лагере был обед и следовало кормить заключённых. За проволокой началось оживление. Туда несли множество термосов и баков, жаровни с мясом, везли на тележках свежеиспечённый хлеб, несли корзины с зеленью. Столы накрывали на свежем воздухе.

Прокурор и корреспондент отъезжали от лагеря в мрачном настроении. Но всё же решили заехать в студенческий город Гейдельберг, надеясь отвлечься. Там американцы выделили им переводчика и наши отправились по городу.

Гид-переводчик многое знал об истории города и заинтересовал офицеров старинным университетом, который открылся ещё в 1138 году. На годы войны он закрывался, а в конце 1945 года снова возобновил обучение. Среди пяти действующих факультетов оказался и юридический, которым заинтересовался Котляр. Он попросил личные дела студентов – было интересно, кого же здесь берут на учёбу? Их предоставили только после вмешательства американского сопровождающего.

Библиотека университета, всё то же здание
Библиотека университета, всё то же здание

Котляр увидел, что большую часть студентов первого курса составляют бывшие офицеры армии вермахта. Программы обучения оказались также выпущены во времена Гитлера. И изменений в них, по словам декана, внесено не было. Также не были ознакомлены студенты с важнейшими новыми законами – об отмене нацистских законов, изменении судебной системы и наказании лиц виновных в военных преступлениях. Получалось – молодое поколение немцев, которое не принимало участие в войне, могло совершенно нормально относиться к Гитлеру и его пособникам. Поскольку их осуждение никак не проходило в ходе обучающего процесса.

В действительно шикарной библиотеке университета также присутствовали книги нацистских идеологов (кроме Гитлера и Розенберга), доказывающие исключительность немецкой нации и пользу войн для государств. Декан сквозь зубы указал Котляру и Будахину на то, что от американской администрации не было указания изымать остальные книги авторов времён третьего рейха. Но если будет приказ, в университете немедленно это сделают.

Современное состояние старого здания Университета
Современное состояние старого здания Университета

Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните

Николай Михайлович и Владимир Николаевич выезжали из города в самом мрачном расположении духа. Котляра потрясла правда, которую они узнали. Пришло понимание того, что союзничество с США осталось лишь формальным. Ведь они явно не собирались уничтожать врагов Советского Союза и воспитывать в немцах новые, здоровые устремления. Чем такое обернётся через много лет – можно было только предполагать…

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.