В первый рабочий день Маша приехала пораньше. Поднялась на четвёртый этаж, где находился архитектурный отдел, в который её направили. Открыв двери, увидела сидящего за огромным столом начальника отдела, Бочкарёва Егора Петровича, поздоровалась.
Он поднял глаза:
- Здравствуйте, здравствуйте, коллега. Поздравляю с первым рабочим днём.
Не вставая с места, показал рукой в дальний угол:
- Вот там ваше рабочее место. Когда все соберутся, я вас представлю, а пока располагайтесь.
Он снова сосредоточенно стал рассматривать чертежи, лежащие перед ним.
К девяти часам собрались все сотрудники отдела. Егор Петрович представил Машу:
- Глебова Мария Юрьевна, молодой специалист, будет с нами работать.
После знакомства он положил ей на стол несколько папок:
- Вот, ознакомьтесь с инструкциями, которые вам необходимо знать, прежде чем вы приступите к своей работе.
Прошло два месяца. Маша освоилась в коллективе и уже со смехом вспоминала, как тогда, в первый день, она читала эти инструкции, не вставая, почти до самого обеда. Пока к ней не подошла одна из коллег:
- Машенька, ты что, так и сидишь, не вставая?
Маша кивнула:
- Так ведь сказали прочитать всё.
Она улыбнулась:
- Сразу видно, что ты отличница. Вставай, покажу, где у нас что находится. Меня, кстати, Анной зовут.
Они вышли в коридор.
- Смотри, вот там у нас комната отдыха, там можно попить кофе, чай. В конце коридора, - она улыбнулась, - находятся туалеты, тоже не маловажные кабинеты, так сказать.
И ещё Маша вспомнила, как проходила собеседование, на котором присутствовали генеральный директор Леонид Григорьевич и начальник отдела Егор Петрович.
Ей потом сказали, что Леонид Григорьевич учился в том же институте, что и Маша, потому он интересовался всеми выпускниками, кто приходил к ним работать.
Он ещё тогда спросил у Маши, какие здания ей интересно проектировать. Она рассказала, что в дипломной работе она разрабатывала проект двухэтажного коттеджа, и ей это понравилось.
Егор Петрович спросил:
- А с чего ты начала?
Маша несмело улыбнулась:
- Представила дом, в котором мне будет комфортно, уютно жить.
- А если ты будешь выполнять чей-то частный заказ?
- Наверное, поговорить сначала с заказчиком, учесть его запросы, предпочтения, может быть, даже характер.
После этого её наставником оказалась Анна, которая и занималась проектированием малоэтажных зданий, в том числе - индивидуальных домов.
Маша с головой ушла в работу. Приходила домой уставшая и больше никуда ей не хотелось идти. Хорошо, что Наташа, видя её чрезмерное рвение, вынуждала её по выходным куда-нибудь съездить. Один раз они ездили в деревню к Марии Васильевне.
Мария Васильевна, увидев Машу, воскликнула:
- Маша, ты выглядишь такой уставшей! Надо себя беречь.
- Ничего, я же пока только осваиваю свою профессию, потом полегче будет, - улыбнулась Маша.
- Мам, это потому, что Маша - очень ответственный человек. Вот погоди, мы с тобой ещё будем гордиться знакомством с ней, - улыбнулась Наташа.
- Скажете тоже, - засмущалась Маша.
- А что, я подожду, когда ты основательно освоишь свою специальность, и закажу тебе проект загородного дома. Я об этом давно мечтаю, - серьёзно заявила Наташа. - Квартира квартирой, а вот свой дом на природе, вдали от шума и пыли - это моя мечта. Мама, ты продашь свою хижину, будешь жить с нами.
Мария Васильевна засмеялась:
- Мечтать не вредно.
- Нет, я на полном серьёзе! - воскликнула Наташа. - Представь просторный дом, все удобства в нём, не то что у тебя сейчас — воду со скважины надо накачать, домой принести, туалет на улице. Тем более, у нас с тобой сейчас есть знакомый архитектор, грех не воспользоваться.
У Маши загорелись глаза:
- Вот было бы здорово! Мне такое удовольствие было бы для вас сделать этот проект!
- Вот и договорились, - Наташа посмотрела на Машу. - Я говорю это вполне серьёзно. А пока буду копить деньги и присматривать место, где бы мне хотелось жить.
- Так вот стройтесь здесь, земля есть, а дом этот можно снести, - произнесла Мария Васильевна.
- Нет, я хочу поближе к городу, - покачала головой Наташа.
У Маши этот разговор долго не выходил из головы. Она даже начала представлять, какой бы дом она хотела спроектировать для Наташи и Марии Васильевны. Дома даже сделала несколько набросков, но потом решила, это она будет делать, когда Наташа действительно будет готова к строительству своего дома. И к тому времени у Маши будет гораздо больше опыта.
А в понедельник Анна сказала Маше, что у них появился заказ на проектирование загородного дома для какого-то бизнесмена, и Маша будет ей помогать.
- Завтра с утра поедем с заказчиком на его участок. Надо осмотреть место, где он намерен построить свой дом. Одевайся соответственно — джинсы, кроссовки или лучше сапоги, вдруг дождь пойдёт, время-то осеннее.
- А это далеко?
- Заказчик сказал, с полчаса на машине.
- Он нас повезёт?
- Нет. Мы с тобой поедем на моей машине. Вдруг ему вздумается куда-нибудь сорваться, и мы с ним что ли?! Я уже это проходила, так что держим дистанцию. А то некоторые заказчики рассуждают так — он платит деньги, так мы должны перед ним на задних лапках ходить.
- А что, бывают и такие? - у Маши глаза сделались круглыми.
- Попадался мне один такой, - нахмурилась Анна, - даже пробовал руки распускать.
- И что?!
- Я ездила на его машине, у меня своей тогда не было. Так он психанул и уехал, а я потом на попутных добиралась до дома.
- И что дальше?
- Утром я пожаловалась самому директору, Егор Петрович был в отпуске. Леонид Григорьевич пригласил этого заказчика, отматерил и послал его далеко-далеко, - она засмеялась, - это нам секретарша наша потом рассказывала. Этот дядька ещё кричал, что за такие деньги он других найдёт.
- И что, действительно нашёл?
- Конечно, нашёл. Говорят, даже дешевле. Ему спроектировали, построили, но только через год его дом дал трещину, которую потом никак не смогли закрыть. Дурак он, у нас же серьёзная организация, делаем по нормативам, СНиПам, ГОСТам, исследуем грунт, всё учитываем, перепроверяем и отвечаем за результат. Короче, сам себя наказал, и деньги не помогли.
Утром Маша приехала на работу и сразу у входа увидела Анну, которая разговаривала с мужчиной лет шестидесяти. Маша подошла, поздоровалась.
- Вот и моя коллега, зовут Мария, - сказала Анна, - ну что, можем ехать, если вы так торопитесь. Маша, это Борис Иванович, наш заказчик.
Через полчаса они доехали до какой-то деревни, проехали через всю деревню и метров через триста остановились. Все вышли из машин.
Борис Иванович показал на колышки, вбитые, видимо по периметру его участка:
- Вот это моя земля, площадь 1 гектар, дом я хочу поставить так, чтобы забор не находился впритык к нему.
Он достал из машины заострённый с одного конца шест, воткнул в землю:
- Вот примерно здесь должен стоять дом.
Маша огляделась вокруг:
- Красивое место, на возвышенности, из дома всё вокруг будет видно.
Борис Иванович хмыкнул:
- Я тут все деревни вокруг объездил, пока выбрал подходящее место.
Он самодовольно посмотрел вокруг и неожиданно нахмурил брови:
- Опять эта старая карга идёт!
Маша и Анна увидели, как к ним от деревни, прихрамывая, торопливо идёт старая женщина, на ходу что-то крича и размахивая палкой. Когда она подошла поближе, Маша, посмотрев на неё, почувствовала необъяснимый страх — старуха, одетая во всё чёрное, гневно сверкая глазами, кричала хриплым голосом:
- Не смей тут строить, нельзя тут землю трогать!
Машу поразили её глаза — тёмно-синие, сверкающие, казалось, что они вот-вот метнут молнии.
- Опять ты притащилась?! Это моя земля, я её купил по закону, и буду строить здесь, что захочу, понятно?! - рассердился Борис Иванович. - Иди, старая, пока я полицию не вызвал. Вот поставлю забор и заведу здоровую собаку, чтобы посторонние носа не могли сюда сунуть.
***
Продолжение: