Найти в Дзене
Алексей Бакуменко

Ростовский князь на Ливонской войне, или Русская оборона Дерпта

465 лет назад, 19 ноября 1559 года, ливонская армия под командованием ландмейстера ордена Готхарда фон Кеттлера осадила Дерпт (Юрьев-Ливонский) в ходе осенней кампании (ливонское контрнаступление). Причём нарушив перемирие за месяц до истечения срока. Этот город был захвачен русскими войсками всего год назад – в самом начале Ливонской войны. Но Кеттлер, подкопив силы, решил отбить его обратно. Гарнизоном Юрьева-Ливонского командовал боярин и князь Андрей Иванович Катырёв-Ростовский, представитель старшей ветви ростовских Рюриковичей. Понимая, что Юрьев (Дерпт, ныне Тарту) терять нельзя, русское командование отправило для подкрепления отряд воеводы А. Скрябина, но ливонские рыцари и наёмники сумели его разбить. Та же судьба ожидала второй отряд – воеводы З. Плещеева. Казалось бы, русский гарнизон остался без всякой надежды на помощь извне. О ходе осады рассказывает группа «Разрядный приказ. Военная история XV-XVII вв». В распоряжении у Кеттлера был небольшой артиллерийский парк (13 оруд

465 лет назад, 19 ноября 1559 года, ливонская армия под командованием ландмейстера ордена Готхарда фон Кеттлера осадила Дерпт (Юрьев-Ливонский) в ходе осенней кампании (ливонское контрнаступление). Причём нарушив перемирие за месяц до истечения срока. Этот город был захвачен русскими войсками всего год назад – в самом начале Ливонской войны. Но Кеттлер, подкопив силы, решил отбить его обратно. Гарнизоном Юрьева-Ливонского командовал боярин и князь Андрей Иванович Катырёв-Ростовский, представитель старшей ветви ростовских Рюриковичей.

Бой русской рати с наемниками Ливонского ордена.
Бой русской рати с наемниками Ливонского ордена.

Понимая, что Юрьев (Дерпт, ныне Тарту) терять нельзя, русское командование отправило для подкрепления отряд воеводы А. Скрябина, но ливонские рыцари и наёмники сумели его разбить. Та же судьба ожидала второй отряд – воеводы З. Плещеева. Казалось бы, русский гарнизон остался без всякой надежды на помощь извне.

О ходе осады рассказывает группа «Разрядный приказ. Военная история XV-XVII вв». В распоряжении у Кеттлера был небольшой артиллерийский парк (13 орудий), и он не решился подвести армию непосредственно к стенам крепости, обладавший гораздо большим числом орудий. Расчёт противника во-многом был основан на возможной измене жителей Дерпта. На этот раз в Дерпте находился сильный гарнизон, ядро которого составляли три московских стрелецких приказа (Г. Кафтырева, Т. Тетерина, А. Кашкарова) и крупный отряд поместной конницы.

Воевода Андрей Катырев-Ростовский проявил себя как энергичный командир. Он начал с того, что приказал запереть всех подозрительных лиц в городе. И начал активную оборону. Все попытки осадного войска подступить ближе к крепости пресекались вылазками и боями. Наиболее крупное столкновение произошло 25 ноября, когда отряду стрельцов удалось нанести ощутимые потери ливонцам (около 100 человек) ценой потери 2 сотников и 31 рядового стрельца. По сути, действия князя Катырёва-Ростовского не позволили Кеттлеру даже установить нормальную блокаду. В итоге, в город спокойно стали проходить подкрепления.

Бесперспективность осады в условиях наличия у русских крупного боеспособного гарнизона стал очевидной. И 29 ноября ливонская армия отступила, несолоно хлебавши...

Через несколько лет в 1565 году князья Ростовские, Ярославские и Стародубские попали в царскую опалу и были сосланы в Казань, Свияжск и Чебоксары, то есть на восточную границу государства. Все их родовые вотчины были конфискованы в царскую казну. Андрей Иванович Катырев-Ростовский был сослан первым воеводой в Свияжск, получив новые поместья в Казанском крае. Его товарищами и заместителями были боярин Андрей Иванович Шеин, князь Михаил Фёдорович Прозоровский (из ярославских князей) и князь Никита Михайлович Сорока Стародубский.

Через год Иван IV подписал указ о помиловании казанских ссыльных. Но царская амнистия не распространялась на наиболее влиятельных лиц из числа опальных. Поэтому Андрея Катырёва-Ростовского в числе других видных воевод оставили в ссылке.

А в сентябре 1568 года старший ростовский князь был казнён по делу о заговоре Ивана Челяднина-Фёдорова и Колычевых. При том, что к заговору, вероятнее всего, отношения не имел. Позднее Иван Грозный приказал занести имя Андрея Катырёва-Ростовского в синодик опальных для вечного поминовения.

О судьбах ростовского княжеского дома мы говорили с доктором исторических наук Антоном Сергеевым в 36-м и 40-м эпизодах нашего подкаста.

ВКонтакте | ВКонтакте