Появится ли в России мастер-план — вопрос давно назревший не только в сфере туризма, которая меня интересует больше всего, но и в других областях нашей жизни.
Я уже писал о том, зачем любому городу нужен мастер-план или, иными словами, концепция планового и длительного развития. А также рассказывал о том, что бывает с городом, принявшим такую идею, на примере Суздаля. Ссылки на эти статьи, как всегда, оставлю в конце, так что, если хотите быть в теме, то велком.
На фоне ноябрьской новости о том, что Министерство строительства предлагает закрепить понятие «мастер-плана» на государственном уровне, давайте поговорим об истории подобных вещей и о том, какие перспективы нас ждут в будущем.
Говоря об истории, тут я бы хотел остановиться на двух масштабных вещах: реформе Екатерины Великой и Сталинском генплане Москвы. Это две базовые вещи, повлиявшие на формирование градостроительной политики страны в целом.
Подобные вещи определяют развитие городов на столетия вперёд. Да, именно на столетия. Современные планы Твери, Ярославля, Самары и многих других городов были сформированы екатерининскими регулярными планами. Практически не найти в России городов, которых преобразования императрицы в этом плане не коснулись. И по сей день мы видим в Твери лучевую систему расположения улиц, как и задумывалось в далёком 18 веке, и до сих пор местные архитекторы должны ориентироваться на сложившийся план и архитектуру.
То есть, когда я говорю, что подобные мастер-планы определяют развитие города на столетия вперёд, я ни капли не преувеличиваю.
Другой пример связан с генеральным сталинским планом преобразования Москвы. Если вы посмотрите, то большинство мостов в столице были возведены или переделаны при Сталине. Появились высотки, навсегда изменившие облик сердца России. Появилось метро, сносились многие здания. Целые улицы меняли свой облик, ведь именно при Сталине в СССР опробовали технологию передвижки домов. Целые дома, чтобы их не сносить и расширить улицу, просто ставились на специальные конструкции по типу железной дороги и просто переносились с места на место. Конечно же, подобные вещи также определят внешний вид столицы на долгие годы.
Проблема многих современных городов как раз и заключается в отсутствии какого-либо долгосрочного планирования. Если у города есть стратегия развития хотя бы на 10 лет вперёд, то в наши дни это уже считается много, хотя мы понимаем, что в масштабах страны и проделанной работы это крошечная песчинка, а не срок.
Многие управленцы не стремятся задаваться этой проблемой, ведь, возможно, через 10 лет их уже не будет на той же должности, а начальство требует результат уже здесь и сейчас, а не через 10 лет.
Важным плюсом мастер-плана является не только понимание стратегии, к чему вы двигаетесь и как вы двигаетесь, но и уверенность в настоящем. Например, очень часто в городах разрушаются памятники архитектуры, а потом общественность возмущается, но памятник уже утерян. Мастер-план же определяет, какое здание необходимо отреставрировать, срочная ли реставрация нужна или можно подождать, ну и, конечно же, распределяет хозяев. Настоящее спасение для любого памятника архитектуры, если в него въедет государственное учреждение: музей, школа, библиотека, больница, полиция, пожарная часть и т.д. Даже если бюджетом будет выделяться мало денег на поддержания здания, оно всё равно не будет заброшено и не будет зависеть от частника, который сегодня может разориться, или съехать, или просто умереть.
Государство с уверенностью может сказать, что через 100 лет ему всё также будут необходимы школы, больницы, музеи и другие учреждения. А вот, например, частный книжный магазин не может быть уверен, что просуществует хотя бы 30 лет, ведь может что-то случиться с хозяином или из-за маркетплейсов сильно упадут прибыли и придётся закрыться. Мастер-план же предлагает определённую и понятную технологию, где и через 50 или 100 лет всё должно работать.
На фото ниже представлена пожарная каланча в г. Рыбинск. 100 лет назад в ней находилась пожарная часть и сохраняется она в ней по сей день. Нет уже государства, построившего эту каланчу, Российской империи, исчез и Советский Союз, а каланча есть и пожарная часть в ней тоже есть, и завтра она тоже там будет.
На данный момент официально в России нет мастер-планов. Некоторые прогрессивные города, такие как Нижний Новгород, стараются разработать и реализовывать долгосрочный план развития, но ресурсов не всегда хватает.
Хорошим примером долгосрочного развития является и Суздаль. Где тоже был принят план развития вплоть до 2034 года.
Правда, здесь особый случай: план был подготовлен и реализуется из-за 1000-летнего юбилея города, состоявшегося в 2024 году, и основная часть работ проведена до юбилея. Поэтому тут скорее исключение из правила. Но всё же судьба исторической застройки Суздаля определена. Мы уже сейчас можем сказать, что в Суздале будет с их местной каланчой и торговыми рядами.
Ноябрьская новость от Минтранса вскрыла неприятную правду. Оказывается, в строительном законодательстве даже такого термина, как «мастер-план», не существовало. И современные подвижки — это только начало.
То есть мы ещё только на стадии внесения в закон термина «мастер-план», а это значит, что до внедрения реального мастер-плана для городов нашей страны ещё далеко.
Что в целом печально.
Интересно, до чего большинству городов проще дожить, чтобы на них обратили внимание: до своего 1000-летия или до введения мастер-плана?
Спасибо что читаете!
Если статья оказалось интересной или полезной не забудьте подписаться, для меня это очень важно.
Обещанная статья: