20 ноября 1941 года Государственный Комитет Обороны принял секретное постановление № 930-с за подписью Сталина:
«Призвать из народного хозяйства Архангельской области, Коми АССР: каюров – 1400 человек, оленей – 10000 голов, нарт – 500 штук. Направить призываемых в распоряжение Архангельского облвоенкомата со сроком прибытия не позднее 1 января 1942 года. Обеспечить продовольствием и фуражем на путь следования. Каюров отправить в исправной одежде и обуви».
Тяжелейшие условия, в которые попала советская армия на самом протяженном из всех фронтов, Карельском фронте, стали причиной к использованию традиционного транспорта тундры - оленьи упряжки. Генетически привыкшие к глубокому снежному покрову и горно-болотистой местности на Крайнем Севере, олени хорошо справлялись с поставленной задачей.
Северный олень неприхотлив к пище, не требует специального ухода — и в тундре, и в лесу он всегда найдет пропитание (трава, листья, серебристый ягель). Олень никогда не нарушит тишины, и даже раненый, он не издает ни звука. По свидетельствам фронтовиков-северян, олени не впадали в панику даже под артиллерийскими обстрелами и бомбежками. И, что немаловажно, олень очень вынослив — форсированным маршем олени способны преодолеть до 80 км в сутки.
Стоит отметить, что у Советского Союза уже был опыт использования оленей в военных действиях. Впервые оленеводы были призваны в Рабоче-крестьянскую Красную армию в Советско-финскую войну (1939–1940 гг.).
Оленний отряд из Коми, служивший на фронтах Великой Отечественной войны, прошел тщательную подготовку: в селе Сизябск Ижемского района для будущих батальонов в ускоренном режиме изготавливали зимнюю одежду, обувь, покрытые камусом лыжи, а в мастерских промкомбината – палатки, спальные мешки и сани-нарты.
Прибывшие с первой волной мобилизации лесные и тундровые олени были встречены с недоверием, однако вскоре мнение фронтовиков изменилось. Оленно-транспортные подразделения стали практически единственным средством доставки грузов и эвакуации раненых.