Найти в Дзене
Воздух Писателя

Пишем книгу || Шаг 4. Сеттинг истории

Продолжаю серию статей о том, как написать книгу от идеи до первого черновика. Сегодня поговорим, как очертить рамки мира, в котором живут герои. Действие полезное не только при создании фантастических миров. Ссылка на предыдущие статьи серии — в конце статьи. Сеттинг — это не просто декорация, а фундамент истории. Он задаёт тон, формирует конфликты и влияет на персонажей. Если бы герой романа “1984” Джорджа Оруэлла жил не в мире тоталитарного контроля, а, например, в России 2000-х — окружённый гламуром, звучащими в клубах песнями группы Банд’Эрос и модными показами. Возможно, он боролся бы не с Большим Братом, а с культурой потребительства. Или растворился в комфорте? В любом случае, это был бы совершенно другой герой и другая история. 1. Где это происходит? Это может быть конкретный город, фантастический мир или замкнутое пространство (например, подводная станция или комната). Например, пустынная планета Арракис в романе “Дюна” задаёт не только место действия, но и конфликты вокруг в
Оглавление

Продолжаю серию статей о том, как написать книгу от идеи до первого черновика. Сегодня поговорим, как очертить рамки мира, в котором живут герои. Действие полезное не только при создании фантастических миров.

Ссылка на предыдущие статьи серии — в конце статьи.

Вот представьте, что Раскольников окажется в нашем времени... а, ой...
Вот представьте, что Раскольников окажется в нашем времени... а, ой...

Сеттинг — это не просто декорация, а фундамент истории. Он задаёт тон, формирует конфликты и влияет на персонажей.

Если бы герой романа “1984” Джорджа Оруэлла жил не в мире тоталитарного контроля, а, например, в России 2000-х — окружённый гламуром, звучащими в клубах песнями группы Банд’Эрос и модными показами. Возможно, он боролся бы не с Большим Братом, а с культурой потребительства. Или растворился в комфорте? В любом случае, это был бы совершенно другой герой и другая история.

Шаг 1. Определите основы: место, время и правила мира

1. Где это происходит?

Это может быть конкретный город, фантастический мир или замкнутое пространство (например, подводная станция или комната).

Например, пустынная планета Арракис в романе “Дюна” задаёт не только место действия, но и конфликты вокруг воды, главного ресурса.

2. Когда это происходит?

Определите эпоху: прошлое, будущее или альтернативное настоящее.

Например, Великая депрессия в США из “Гроздьев гнева” подчёркивает социальные проблемы героев.

3. Какие здесь правила? Ритуалы? Традиции?

Это законы физики, магии или социальные нормы.

Например, в “О дивном новом мире” генетическая модификация и жёсткая классовая система диктуют судьбы персонажей.

Совет: Попробуйте задать себе вопрос: “Что в этом мире невозможно?” Это поможет вам найти ключевые ограничения, которые станут основой конфликта.

Шаг 2. Составьте карту мира

Это не значит, что нужно браться за карандаши и рисовать своё Средиземье. Я говорю скорее о контурах важных слоёв мира:

1. Физический слой

Пейзажи, архитектура, климат. Да, это та самая карта, которую можно сесть и нарисовать, а можно просто описать в нескольких тезисах различные локации, в которых побывают герои.

2. Социально-культурный слой

Устройство общества, отношения между слоями населения, религия, развлечения и т.п..

В романе “Унесённые ветром” Маргарет Митчелл социальные устои юга США перед Гражданской войной формируют характеры героев и их поступки.

3. Психологический слой

Влияние окружения на внутренний мир героя, т.е. это призма, через которую этот мир видится героям.

Трущобы делают стремление к выживанию основной мотивацией, во дворце правят интриги, а серые улицы Петербурга погружают героя в апатию и депрессию (или серость Петербурга — лишь отражение внутреннего мира героя?).

4. Слой ощущений

Об этом можно задуматься на этапе написания истории, но почему бы не написать (даже просто тезисно) основные чувственные ощущения от мест. По возможности — использовать максимум органов чувств.

Трущобы:

  • обоняние: запах канализации, который смешивается с запахом свежего хлеба,
  • зрение: вид на дома богачей и дворец короля, мало света,
  • осязание: деревянные дома, обитые досками, от которых можно получить занозу,
  • вкус: мамина похлёбка из козих копыт,
  • слух: звуки жизни человеческого муровейника.

Совет: можно создать не только географическую карту, но и интеллект-карту (mind-map), чтобы визуализировать локации и связи.

Это не сеттинг, но просто для иллюстрации того, что такое ителлект-карты
Это не сеттинг, но просто для иллюстрации того, что такое ителлект-карты

Шаг 3. Рай или ад?

Герой в начале истории может жить в комфортных условиях, где его всё устраивает (как Бильбо Беггинс из «Хоббита» или Марти Макфлай из «Назад в будущее»), либо в мире, где ему неуютно (как большинство центральных персонажей «Войны и мира», как Раскольников из «Преступления и наказания», как рассказчик из «Бойцовского клуба»).

  • Почему мир, в котором живёт герой, — это мир благоденствия, или наоборот — мучений. Помните, что каким бы плохим или хорошим мир не был с вашей точки зрения, вашему герою он может нравится или не нравится. Это субъективный взгляд героя.
  • Почему мир, в котором он окажется после преодоления "первого порога", отправившись в "путешествие" станет для него противоположным? Или, быть может, он станет хуже?

***

Насколько подробно описывать каждый пункт — на ваше усмотрение. Мне обычно хватает тезисных формулировок.

---

Автор: Макс Ридд. Пишу о писательстве и писателях.

Делитесь сеттингом своих историй в комментариях!

Весь цикл статей "Пишем книгу"

Пишем книгу: от идеи до первого черновика | Воздух Писателя | Дзен

Где меня искать: