Найти в Дзене
Жизни странствие

Моя Рязань

Первая станция на пути к черноморскому побережью, которая встречает большинство путешествующих на поезде, это Рязань, точнее, станция Рязань-2. И эта станция для меня не просто город и цифра, это начало моего взрослого пути. А дело было так. После окончания школы я поступала в Тимирязевку (сельскохозяйственная академия). Хотела в Скрябинку (ветеринарная академия) на пушное звероводство, но в приемной комиссии меня отговорили подавать документы. Как выяснилось позже, не только меня, в ветеринарной академии в тот год был недобор. Экзамены в академиях и университете тогда проходили раньше институтов, чтобы можно было при неудаче поступить куда попроще. Экзамены сдала удачно, но был конкурс около 10 человек на место, поэтому деканы перед зачислением проводили собеседования. У меня таких собеседований было три. Другие студенты приходили с родителями… Или убеждали декана в своих творческих и спортивных достижениях. Так взяли дочку редактора московской газеты с троечками, по той же схеме прош

Первая станция на пути к черноморскому побережью, которая встречает большинство путешествующих на поезде, это Рязань, точнее, станция Рязань-2. И эта станция для меня не просто город и цифра, это начало моего взрослого пути.

Станция Рязань-2 в 2024 году... Фото автора
Станция Рязань-2 в 2024 году... Фото автора

А дело было так. После окончания школы я поступала в Тимирязевку (сельскохозяйственная академия). Хотела в Скрябинку (ветеринарная академия) на пушное звероводство, но в приемной комиссии меня отговорили подавать документы. Как выяснилось позже, не только меня, в ветеринарной академии в тот год был недобор. Экзамены в академиях и университете тогда проходили раньше институтов, чтобы можно было при неудаче поступить куда попроще.

Экзамены сдала удачно, но был конкурс около 10 человек на место, поэтому деканы перед зачислением проводили собеседования. У меня таких собеседований было три. Другие студенты приходили с родителями… Или убеждали декана в своих творческих и спортивных достижениях. Так взяли дочку редактора московской газеты с троечками, по той же схеме прошла отбор и КМС по лыжам, южнорусская певунья велеречиво уболтала декана. Из болгарского посольства (снова болгарский след) привезли сыночка, а с ним и понравившаяся ему девочка поступила. А я, скромница из интеллигентной московской семьи, воспитанная на том, что окружающие должны сами заметить мои таланты, по этой причине и родители к декану не пошли, сидела на скамеечке, дожидаясь своей участи.

После третьего такого посещения, когда декан так и не дождался от нашей семьи активных действий, мне было предложено выбрать любой ВУЗ за пределами столицы, дабы подтвердить свои прочные намерения по поводу сельского хозяйства, попутно улучшив показатели в отдельно взятом региональном институте.

Посидели дома с родителями, посмотрели на карту, да и выбрали Рязань – удаленность 200 км, отличная транспортная доступность, город с богатой историей. В общем, недаром мой канал называется «Жизни странствие».

Приехали впервые именно на станцию Рязань-2. Сюда в большинстве приходили электрички из Коломны и Москвы. И, первое, что увидели рядом с вокзалом, это гостиница «Ловеч». Она и до сих пор так называется. Позже я узнала, что болгарский город Ловеч является побратимом Рязани. Все в моей жизни взаимосвязано. Болгария тоже была не случайностью.

Гостиница "Ловеч" в Рязани... Фото автора
Гостиница "Ловеч" в Рязани... Фото автора

Да и Рязань уже была в моей жизни ранее, точнее, Рязанская область. Туда, в Пронский район, я пару сезонов ездила в пионерский лагерь «Светлячок» от Министерства здравоохранения. Забавно, что в институте к нам на третий курс из армии пришел парень – сын медсестры из этого лагеря, который каждое лето тоже там проводил. Мир тесен, что называется…

Рязань нам с мамой понравилась – город большой, красивый, один из древнейших городов России. Кстати, очень подробно о Рязани рассказывали в поезде - фильмы, снятые по заказу РЖД, транслировали по одной из программ.

Кремль, пешеходная улица Подбельского, рязанский цирк, новый (тогда еще) Московский район, исторические особняки в центре города.

Два факультета института располагались именно в таких зданиях на улице Ленина. Пусть там зимой не было нормального отопления, лекции писали в перчатках, а практикумы проходили в подвальных почти кельях, но это была живая история. Да и общежитие располагалось в здании бывших казарм на улице Дзержинского.

Сейчас все эти здания отреставрировали, город забрал их под свои нужды. Да и сельскохозяйственного института, как такового, в Рязани уже нет.

А еще город полон напоминаний о знаменитом физиологе Иване Петровиче Павлове, который здесь родился и впервые увлекся рефлексами.

Да и есенинские места – это Рязанщина. Село Константиново, родина поэта, располагается в Рыбновском районе Рязанской области.

И как не вспомнить Рязанские военные училища, знаменитые «голубые береты» и не только, ведь Рязань по праву считается родиной ВДВ. В то время, когда я училась, в городе было поровну гражданских и военных ВУЗов, и это говорит о многом…

Так я оказалась в Рязани...

А станцию Рязань-2 посещала почти каждые выходные – в субботу в Москву, в воскресенье обратно. На старших курсах мы научились освобождать выходные, появилось больше возможностей посещать родителей. Иногда можно было поехать в Москву и на поезде дальнего следования, тогда мимо шли многочисленные поезда из Средней Азии. Электричка шла до Москвы 4 часа, поезд 3 часа. А позже пустили коммерческие автобусы, стоил билет 6 рублей и без студенческих льгот, как на поезде или электричке, зато можно было доехать за 2,5 часа. Один семестр я получала Ленинскую стипендию – 120 рублей, поэтому иногда могла себе позволить и такую роскошь.

Со станции Рязань-1 ходил поезд «Березка» с сидячими местами, на котором ездили состоятельные рязанцы за покупками в Москву, утром уходил из Рязани, вечером из Москвы. Но был достаточно дорогой и для меня не очень удобный по времени, ездила на нем всего-то пару раз.

Зато обычную электричку штурмовали еще на Казанском вокзале. Фраза «длинная, зеленая, пахнет колбасой» относилась и к электричке из Москвы в Рязань. Сама на первых курсах возила преподавателям сыр головками из Москвы. Но, когда наступили трудные времена, уже везла продукты в Москву с рязанского рынка, там можно было по приемлемым ценам купить кур, яйца и подсолнечное масло. Да и по талонам иногда что-то приличное попадалось.

С этих двух вокзалов я ездила в гости и к своим закадычным подругам в Рязанскую область, знатно попутешествовала. Наверное, меня демонстрировали многочисленной родне, как ископаемое, москвичку, которая уехала из Москвы. Но тогда я об этом не думала, было весело и здорово. А на скольких свадьбах погуляли…

«Иных уж нет, а те далече…»

И первая демонстрация «случилась» у меня именно в Рязани, на 7 ноября первокурсникам было в ультимативном порядке необходимо присутствовать. Это позже стали отлынивать, хотя вспоминаю эти шествия с большим удовольствием.

Хорошую жизненную школу я прошла за эти пять лет. Были и взлеты, и разочарования, и неприятные моменты, и судьбоносные решения, но, знаю точно, что этот опыт закалил меня и сформировал мою личность.

Сейчас Рязань разрослась, изменилась до неузнаваемости. Но в связи с мировыми событиями последних лет мы с однокурсниками давненько не собирались, не до того…

Рязань. Ноябрь 2024 года... Фото автора
Рязань. Ноябрь 2024 года... Фото автора

Поэтому поклонилась, хотя бы мимоходом…

И за эти 45 минут в голове пронеслась вся моя студенческая жизнь.

Но это уже совсем другая история…