До экзамена (04.12.24) остались считаные дни. Как провести их с толком? Предлагаю выполнить комплексную ревизию прочитанного. В год семьи давайте обратимся к теме семьи прежде всего.
Какие вопросы поднимает тема «Семья, общество, Отечество в жизни человека»?
Если мы обратимся к комментариям ФИПИ по разделам закрытого банка тем итогового сочинения, то увидим следующее.
Темы раздела:
связаны со взглядом на человека как представителя семьи, социума, народа, поколения, эпохи;
нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, межличностных отношениях и влиянии среды на человека;
касаются вопросов исторического времени, гражданских идеалов, важности сохранения исторической памяти, роли личности в истории;
позволяют задуматься о славе и бесславии, личном и общественном, своем вкладе в общественный прогресс;
побуждают рассуждать об образовании и о воспитании, споре поколений и об общественном благополучии, о народном подвиге и направлениях развития общества.
Как сконцентрировать круг тем и проблем?
На мой взгляд, следует руководствоваться постулатом: "Семья - ячейка общества". Что это значит? Что именно внутрисемейные связи, как под микроскопом, показывают общественные (государственные) проблемы и тенденции, взгляды и отношения. Ведь именно семейное воспитание закладывает основы мировоззрения. И от родителей зависит в большей мере, кем станет человек: гражданином или обывателем.
В конце концов, все ценности мы разделяем всего на два фокуса: духовные и материальные. Отсюда будет вытекать отношение человека к обществу, гражданскому долгу, общественному прогрессу и благополучию. Следовательно, сфокусировав внимание на раскрытии темы семьи в произведении, в большинстве случаев мы сможем раскрыть так или иначе темы общества и Отечества.
Но без знания конкретного содержания произведения не получится раскрыть никакую тему. Поэтому следует прежде всего обратиться к тексту.
Как провести ревизию прочитанного?
Предлагаю следующий алгоритм.
Практикум
Попробуйте "просеять" произведение через предложенное выше "сито". Это поможет, во-первых, вспомнить основное содержание, во-вторых - сделать необходимые выводы.
Просеем роман А.С. Пушкина "Капитанская дочка"
Оговорюсь: задача данной публикации напомнить факты, освежить в памяти строчки произведения. Думается, что более подробные пояснения вы сможете сделать самостоятельно. Собственно, умение делать разъяснения по фактам и есть умение написания сочинения. (Кроме того, обратитесь к циклу статей прошлого года, где найдёте множество практических рекомендаций по подготовке к итоговому сочинению. ЗДЕСЬ.)
Члены семьи Петра Гринёва: Андрей Петрович и Авдотья Васильевна Гриневы.
Отец мой Андрей Петрович Гринев в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17.. году. С тех пор жил он в своей Симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина. Нас было девять человек детей. Все мои братья и сестры умерли во младенчестве. (Глава I. Сержант гвардии)
Участники процесса воспитания: мать, отец, Савельич, Бопре.
С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля.
Бопре в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour etre outchitel 1, не очень понимая значение этого слова. Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности.
Концепция воспитания:
Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Матушка в слезах наказывала мне беречь мое здоровье, а Савельичу смотреть за дитятей.
Эмоциональный фон, отношение детей к родителям:
Савельич поглядел на меня с глубокой горестью и пошел за моим долгом. Мне было жаль бедного старика; но я хотел вырваться на волю и доказать, что уж я не ребенок.
В нежности матушкиной я не сомневался, но, зная нрав и образ мыслей отца, я чувствовал, что любовь моя не слишком его тронет и что он будет на нее смотреть как на блажь молодого человека. Я чистосердечно признался в том Марье Ивановне и решился, однако, писать к батюшке как можно красноречивее, прося родительского благословения. (Глава V. Любовь)
Выводы:
Какие черты характера были сформированы в герое?
Что получилось при слиянии матушкиной нежности и батюшкиной строгости, беспутства французского парикмахера и радения крепостного стремянного? Безусловно, каждый оставил свой след и оказал определённое влияние. Впрочем, "беспутное" начало службы сержанта гвардии, скорее, обусловлено не влиянием Бопре, а обычной "подростковостью" Петруши. А вот в становлении его как честного офицера и храброго защитника, безусловно, немалая роль принадлежит родителям, и в особенности Андрею Петровичу, для которого понятие о дворянской чести является определяющим качеством.
«Как! — повторял он, выходя из себя. — Сын мой участвовал в замыслах Пугачева! Боже праведный, до чего я дожил! Государыня избавляет его от казни! От этого разве мне легче? Не казнь страшна: пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести; отец мой пострадал вместе с Волынским и Хрущевым. Но дворянину изменить своей присяге, соединиться с разбойниками, с убийцами, с беглыми холопьями!.. Стыд и срам нашему роду!..» (Глава XIV. Суд)
Таким же образом пройдясь по тексту, мы выясним, как трусиха Маша Миронова сумела спасти своего возлюбленного.
Роль темы семьи в подготовке к итоговому сочинению
Предлагаю вашему вниманию рабочий лист, которым вы можете воспользоваться в последнюю подготовительную неделю перед сочинением. Обратите внимание на то, что в листе выделены ключевые понятия двух направлений (из 3-х!), предложенных ФИПИ.
На мой взгляд, начинать лихорадочно читать что-то новое накануне, вряд ли целесообразно. Напоминаю, чтобы освежить в памяти прочитанное, сосредоточить внимание на темах, получить важную и полезную информацию об итоговом сочинении, пройдите по ссылке ЗДЕСЬ и познакомьтесь с "Универсальным справочником подготовки к ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ".
С прошлого года рекомендации ФИПИ не изменились, потому все материалы прошлого года актуальны.