Найти в Дзене
Вера Ард

«Прeступление и наказание» 2024: Достоевский в плену современности

Несколько лет назад я участвовала в конкурсе “Детектив Достоевский” (к юбилею писателя) - вышла в финал с небольшим рассказом “Четочник”, который переносил в современность сюжет из “Братьев Карамазовых” - про yбийство одного бизнесмена, у которого осталось три сына) И уже тогда я заметила, насколько же легко ложатся характеры героев Достоевского на современность, потому что их мотивы, проблемы, метания - вневременные (меняются только формальные обстоятельства). Тогда у меня закралась идея сделать полноценный ретеллинг к одному из романов Достоевского с переносом истории в современность. В итоге роман поменялся на “Преступление и наказание”, а сеттинг из современности заменился на славянское фэнтези)) И опять же, повторюсь, и в том выдуманном мире (правда город действия там очень похож на Петербург Достоевского) герои прекрасно разместились)  Ну и, конечно, я не могла пройти мимо новой экранизации “Преступления и наказания”. Я не скажу, что посмотрела все - местами перематывала (ну про

Источник: kinopoisk.ru
Источник: kinopoisk.ru

Несколько лет назад я участвовала в конкурсе “Детектив Достоевский” (к юбилею писателя) - вышла в финал с небольшим рассказом “Четочник”, который переносил в современность сюжет из “Братьев Карамазовых” - про yбийство одного бизнесмена, у которого осталось три сына) И уже тогда я заметила, насколько же легко ложатся характеры героев Достоевского на современность, потому что их мотивы, проблемы, метания - вневременные (меняются только формальные обстоятельства). Тогда у меня закралась идея сделать полноценный ретеллинг к одному из романов Достоевского с переносом истории в современность. В итоге роман поменялся на “Преступление и наказание”, а сеттинг из современности заменился на славянское фэнтези)) И опять же, повторюсь, и в том выдуманном мире (правда город действия там очень похож на Петербург Достоевского) герои прекрасно разместились) 

Ну и, конечно, я не могла пройти мимо новой экранизации “Преступления и наказания”. Я не скажу, что посмотрела все - местами перематывала (ну просто очень тяжело это было воспринимать и не было желания тратить время) - но все равно, впечатление определенное составила, а еще меня неотступно преследовали по ходу мысли - а как бы я обыграла тот или иной сюжет, перенеся его в современность? Потому что главная, на мой взгляд, проблема, почему эта экранизация не воспринимается: здесь нет цельной истории и нет понятных характеров. Это выглядит как калейдоскоп сцен - разной степени “нормальности”. Есть какие-то моменты, которые прям реально здорово сделаны. Например, Раскольников в полиции, когда он думает, что его вызвали по делу об убийстве - сцена отлично смотрится. Есть те, которые вытягивает актерская игра - например, некоторые диалоги с чертом. А есть просто что-то ну настолько странное - напоминающее трэшевые фильмы 90-х (разве что сделанные с большим бюджетом), но по содержанию и актерской игре примерно такое - это реально больно смотреть.

Тексты Достоевского (которые тут напрямую цитируют) прекрасны, герои в современном городе тоже неплохи - но вместе это никак не складывается)) Ты не можешь погрузиться в историю, тебя постоянно выбрасывает из нее переключением с Достоевского в современный сериал с рейтингом 18+. 

Плюс герои - ну они странные. Многие в отзывах хвалят игру Бориса Хвошнянского в роли черта - а я тут добавлю, дело не только в актерской игре (хотя она, безусловно, хороша): черт может говорить текстами Достоевского (или “под него”) и будет органичен, а вот современная молодежь - нет. Он чувствуется как живой персонаж, хотя, ну честно, делать черта собеседником, которому Раскольников рассказывает свои идеи, как-то “лениво”, хотя я и понимаю, как трудно перенести в сценарий внутренние монологи из книг. Кстати, черт - это вполне себе персонаж Достоевского, только из Братьев Карамазовых. С ним вел разговоры Иван. Я не так давно пересматривала старую экранизацию Братьев, и там, чтобы очевидно подчеркнуть (так как снимали в советское время), что это не настоящий черт, а сумасшествие Ивана - обе роли играл один актер - Кирилл Лавров. В новом ПиН черт появляется в сценах с разными героями. И, честно, я не понимаю, что он там обозначает (поскольку именно беседует с ним только Раскольников) - то есть черт это все-таки некая высшая сила? Хорошо, черт в этой истории есть. Тогда где в этой истории Бог? Без которого как бы невозможно в принципе представить произведения Достоевского. Но здесь он упоминается только в механически цитируемых текстах писатели. Я не говорю, что обязательно нужно вводить в современную экранизацию религиозную тематику - там и без нее есть куда развернуться. Но черт в мире сериала, где не особо кто-то верует в Бога, выглядит странно)

Меня, конечно, в процессе просмотра постоянно выбивало на мысли - а как бы я то или иное перенесла в современность. Не знаю, ну пусть Раскольников записывает подкаст со своими размышлениями о тварях дрожащих (после убийства он может просто делать записи, а не выкладывать их))) Пусть Соня будет из семьи нелегальных мигpaнтов, тогда понятно, почему отцу нельзя обратиться в больницу после аварии, а с отцом-алкоголиком, которого выгнали с работы и он перестал обеспечивать семью, и без образования ее “профессия” - действительно вариант выживания. Это просто навскидку… Здесь же герои вроде как современные, но мотивация у них 19-го века.

Еще очень странно выглядит линия Свидригайлова. Мне при чтении книги в школьные годы очень интересно было следить за этим героем и его историей с Дуней и я, когда писала ретеллинг, тоже уделила им много внимания. Что здесь? Очень хороша Юлия Снигирь в роли жены Свидригайлова. Но вопрос - зачем такой красивой и успешной женщине такой блеклый Свидригайлов? В книге все было ровным счетом наоборот. Ну и Дуня - образец нравственности и самопожертвования у Достоевского - глядя на Любовь Аксенову в этой роли (вопрос не к актерским способностям, а к авторам сериала) - мне легко представить не только, что такая Дуня была любовницей Свидригайлова, но и что сама надоумила его убить жену))) Не знаю, может в дальнейших сериях этих героев раскроют как-то получше, сейчас смотрится очень странно. И при этом весьма хабалистое поведение Дуни сопровождается цитатами из Достоевского о ней, как образце жертвенности и невинности… Такой диссонанс во всех линиях сериала. Кстати, еще момент - главным героям книги Раскольникову, Соне, Дуне, - 18-20 лет. В сериале их всех играют 30-летние актеры. И это заметно, что тоже не может не выбивать из контекста.

В общем, сериал я досмотрю (или хотя бы долистаю) из профессионального интереса, хотя как зрителя он и не зацепил. А если заинтересовал ретеллинг этой истории в сочетании с детективом и славянским фэнтези, мою книгу “Хроники Кащеева царства. Преступление” можно найти в электронке и аудиоверсии на ЛитРес, на бумаге она выйдет в будущем году в Эксмо. У меня там топором зарубили Бабу Ягу, которая покупала у нищей молодежи жизненные силы, чтобы продавать богатым старикам для продления молодости. Подозревают одного студента, но на самом ли деле он убийца, будет известно только в конце…

А у вас какие впечатления от новой экранизации?