Росавиация провела переговоры с авиационными властями других стран на предмет запуска рейсов иностранных перевозчиков внутри России. В России растут авиаперевозки, но для удовлетворения спроса не хватает флота, который не молодеет.
Выполнение полетов внутри страны иностранными авиакомпаниями называется «каботажными перевозками». Представители Росавиации уже провела переговоры на эту тему с коллегами из Катара и Кувейта. В рамках встреч поднимался и вопрос о закупке самолетов для российских авиакомпаний у этих государств.
Что такое каботажные перевозки?
Каботажные перевозки – это особый тип воздушных перевозок, при котором иностранные авиакомпании имеют право выполнять рейсы внутри другой страны.
Такие рейсы бывают двух видов – по восьмой и девятой свободе воздуха.
Восьмая свобода воздуха предполагает, что авиакомпания перевозит пассажиров между двумя городами внутри страны, но с обязательным продолжением рейса в свою страну. Например, Qatar Airways может лететь из Дохи в Москву, затем из Москвы в Казань, при этом пассажиры могут приобрести билет и на сегмент Москва – Казань.
Девятая свобода воздуха – это чисто внутренняя перевозка без привязки к родной стране авиакомпании. Например, кувейтская Jazeera Airways может выполнять рейсы между городами России, не связывая их с Кувейтом.
В международной авиации каботажные рейсы не редкость. Emirates, например, осуществляет такие полеты между странами Европы, а Ryanair — между странами ЕС.
Переговоры с Катаром и Кувейтом
В конце октября российская делегация встретилась с авиавластями Катара и Кувейта на международных переговорах об авиасообщении ICAN2024, которые прошли в Малайзии.
Росавиация предложила авиакомпаниям этих стран рассмотреть возможность запуска каботажных рейсов внутри России. В документах, опубликованных ведомством, говорится:
«Российская сторона предложила закупить воздушные суда у Государства Катар, но в настоящее время национальный перевозчик Государства Катар сталкивается с нехваткой воздушных судов. Российская сторона направит официальное письмо, касающееся каботажных рейсов катарских перевозчиков по территории Российской Федерации», — говорится в отчете по итогам встречи с катарскими коллегами.
Кувейтская делегация, в свою очередь, выразила готовность рассмотреть механизм таких перевозок:
«Кувейтская сторона будет ожидать официальное письмо от России. Обе делегации согласились изучить рамки каботаж».
В условиях западных санкций Россия испытывает трудности с обновлением авиапарка. Поэтому в ходе переговоров обсуждалась возможность закупки воздушных судов у Катара и Кувейта. Однако здесь также возникли сложности.
В отчете Росавиации отмечено:
«Российская сторона предложила закупить воздушные суда у Государства Катар, но в настоящее время национальный перевозчик Государства Катар сталкивается с нехваткой воздушных судов».
Кувейтские власти заявили, что готовы проинформировать своих перевозчиков об интересе России к их самолетам.
Преимущества и риски каботажных перевозок в России
Разрешение на каботажные рейсы иностранным авиакомпаниям имеет как преимущества, так и недостатки.
Санкции и снижение количества самолетов в России привели к сокращению провозных мощностей. Приход иностранных авиакомпаний может частично компенсировать этот дефицит. Кроме того, иностранные перевозчики могут предложить более высокое качество обслуживания, что вынудит российские авиакомпании улучшать свои услуги.
Авиакомпании из Катара и Кувейта могут открыть новые маршруты между российскими регионами, которые сейчас недостаточно обслуживаются.
Однако допуск иностранных компаний может негативно отразиться на российских авиакомпаниях, особенно региональных, которые не выдержат конкуренции. Некоторые эксперты опасаются, что иностранные компании, завоевав рынок, смогут повышать цены, что сделает авиаперевозки менее доступными.
Вопросы регулирования и интеграции иностранных перевозчиков в российскую инфраструктуру могут вызвать трудности. Этот вопрос требует законодательного урегулирования.
Что говорят эксперты и участники рынка?
Мнения об инициативе Росавиации сильно разделились.
- «Привлечение авиакомпаний из Катара и Кувейта — это шанс для России улучшить транспортную доступность регионов, где дефицит билетов».
- «Мы хотим летать с комфортом и по доступной цене. Если Qatar Airways начнет летать внутри России, это только плюс».
- «Это удар по национальной авиации. В условиях санкций и так сложно, а теперь иностранцы займут наш рынок, у наших властей не будет стимула развивать свое производство».
- «А что – проекты Суперджета и МС-21 уже похоронили?»
- «Иностранные авиакомпании будут работать на прибыль, а не на развитие регионов и авиации. Они возьмут самые выгодные маршруты, типа Москва – Сочи, оставив сложные направления российским перевозчикам».
На данном этапе переговоры между Россией, Катаром и Кувейтом продолжаются. Для реализации плана потребуется детальная проработка правовых, экономических и операционных вопросов.