Усадьба Сергиевка расположена на западной окраине Старого Петергофа, между железнодорожной платформой Университет и берегом Финского залива. Здесь растёт густой смешанный лес, пересечённый речкой Кристателькой и глубокими оврагами. Место очень красивое и оно сразу после основания Петербурга и Петергофа привлекло внимание высшей знати. Среди его часто менявшихся владельцев был даже сын Петра I царевич Алексей. Долгое время местность принадлежала графам Румянцевым, самый известный из которых – екатерининский фельдмаршал Пётр Александрович Румянцев-Задунайский. Считается, что Сергиевка получила название от имени сына фельдмаршала Сергея Петровича. Мне эта версия кажется сомнительной. Названия дворянских усадеб производили обычно от фамилии владельца. По имени владельца усадьбу называли, если владелец принадлежал к царскому роду. Но других версий происхождения названия всё равно нет. В 1838 году Николай I купил Сергиевку в качестве свадебного подарка своей старшей дочери Марии, вышедшей замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского.
Усадебный дом, а скорее дачный дворец, стилизованный под античную виллу, в 1839-1842 годах построил для молодожёнов Андрей Иванович Штакеншнейдер.
Штакеншнейдер был также автором Мариинского дворца на Исаакиевской площади, зимней резиденции четы Лейхтенбергских.
О дворце в Сергиевке я собираюсь рассказать в следующей статье, а сейчас речь пойдёт об усадебном парке.
Листайте галереи:
Парк был спланирован при участии садового мастера Петра Ивановича Эрлера, создававшего Петергофские парки.
Максимилиан Лейхтенбергский занимал, среди многих других постов, и пост Президента Академии художеств. Он старался превратить своё загородное имение в «художественное гнездо». Во дворце и на поляне перед южным фасадом дворца стояли многочисленные скульптуры. На другой стороне поляны Штакеншнейдер построил православную церковь Святой Екатерины. Храм был совершенно не похож на традиционные православные церкви. Здание представляло собой параллелепипед с плоской крышей, и было украшено фигурами и барельефами ангелов. Из-за необычной архитектуры, а также потому, что Максимилиан был католиком, часто ошибочно утверждают, что церковь Екатерины была католической.
Рядом с церковью размещался парковый павильон Чайный домик.
После революции Сергиевку разворовали и разгромили. Большая часть ценностей бесследно исчезла, лишь очень немногое попало в различные музеи. Довершила дело война. С сентября 1941 по январь 1944 года рядом с Сергиевкой проходила линия обороны ораниенбаумского плацдарма. Обстрелы и бомбёжки превратили дворец и многие постройки в руины.
От скульптур в парке и Чайного домика не осталось ничего. Скульптуры, стоявшие во дворце, оказались погребены под обломками стен. От церкви Святой Екатерины остались только кирпичные руины.
Я остановлюсь подробнее на том, что сохранилось. Главная и самая известная достопримечательность парка – каменная голова. Она находится почти на самом дне оврага рядом с дворцом. На большом, вросшем в землю валуне высечено человеческое лицо. В переносице головы отчётливо видно отверстие. Предполагают, что к этому отверстию крепился шлем, однако ни одного изображения «головы» в шлеме не известно.
Рядом с камнем из земли сочится родниковая вода. От дворца к голове ведёт лестница.
О происхождении этого памятника мы практически ничего не знаем. Предположительно, голова появилась около 1800 года. В 1818 году здесь побывал Пушкин, и, возможно, каменная голова стала одним из источников вдохновения, когда Александр Сергеевич создавал Руслана и Людмилу.
Через парк, причудливо извиваясь, течёт маленькая речка Кристателька, в нескольких местах запруженная плотинами. В центре парка речка разделяется на два рукава, между которыми находится большой остров. Ниже острова два рукава вновь сливаются вместе, и образуют Большой Кристателевый пруд, затем снова разделяются надвое, и окончательно соединяются уже перед впадением в Финский залив. На левом рукаве имеется плотина и Оранжерейный пруд. Гидротехнические сооружения, плотины, водосливы, мостики, в основном сохранились, хотя почти все имеют запущенный вид.
Листайте галереи:
Кроме дворца и церкви в Сергиевке было построено несколько служебных зданий, которые отчасти сохранились, а отчасти были восстановлены после войны.
С послереволюционных времён и во дворце и в служебных постройках размещается Биологический институт Санкт-Петербургского Государственного Университета. Институтом много лет руководил профессор Дмитрий Владимирович Осипов, много сделавший для сохранения и восстановления Сергиевки, и популяризации её истории.
Нижняя часть парка на берегу Финского залива совершенно одичала. Там сохранились руины кирпичного здания с высокой кирпичной трубой и валун с высеченными на нём ступенями.
Об их происхождении и назначении существуют разные версии, но ни одна из них не кажется мне убедительной.
Публикации моего канала перечислены здесь.