Посмотрел первый эпизод сериала «Дюна: Пророчество», приквела «Дюны». Очень далекого приквела, потому что действие происходит за десять тысяч лет до событий оригинального романа. Но «Дюну», как и «Сегуна», теперь будут доить досуха, как происходит с любой популярной франшизой. По сюжету, две сестры из дома Харконненов возглавляют орден Бене Гессерит вскоре после завершения Батлерианского Джихада против мыслящих машин.
Только ленивый критик еще не сравнил новый сериал с «Игрой Престолов». Потому что ну как же — придворные интриги, принцессы, пророчества, снято все HBO. Поэтому сопоставляем и потом сообщаем всем, что нет, это таки не «Игра Престолов».
На мой взгляд, подобные сравнения довольно бессмысленны и между этими сериалами в принципе мало общего. Если с чем-то и сравнивать «Дюну: Пророчество», то с фильмами Дени Вильнёва.
Ведь «Дюна: Пророчество» — осиротевшее дитя Вильнёва.
Как я рассказывал раньше, режиссер долго носился с идей сериала про Бене Гессерит. В 2019 году Вильнёв заявлял, что «Бене Гессерит всегда его восхищали» и считал удачным решением «посвятить сериал этому могущественному женскому ордену». Даже собирался лично снять пилот. Но переключился на «Дюну: Часть вторая», отдав проект на откуп другим.
В итоге мы имеем «Дюну» на минималках. Изо всех сил, пыхтя, пытается она следовать стилю и атмосфере фильмов Вильнёва. Это и узнаваемая архитектура. И характерные костюмы Правдовидиц с вуалями и высокими черными головными уборами (кстати, в рамках пром-кампании сериала Правдовидицы Бене Гессерит даже вышли на улицы Лондона). И зловещий шепот пророчеств. И образ Шаи-Хулуда, великого песчаного червя Дюны.
Визуально все не слишком ровно. То действительно красивые виды и интерьеры. То нечто топорное, особенно некоторые сцены с мыльной графикой CGI (что робоящерка, что визуальные эффекты обугленной плоти).
Такой же неровной выглядит игра актеров.
Сестры Харконнен, возглавляющие Аретузу орден Бене Гессерит, вполне убедительны. А вот Трэвис Фиммел в роли Десмонда Харта, ветерана, выжившего и переродившегося в песках Дюны, как будто снова играет Рагнара Лодброка из сериала Vikings. Те же ужимки, те же интонации, как будто иначе и не умеет. И только в конце серии его персонаж становится более-менее интересным. Императрица Наталия — Джоди Мэй тоже словно вспоминает свою роль королевы Калантэ из «Ведьмака» от Netflix, опять представая в образе сильной и упрямой правительницы.
Марк Стронг по типажу отлично подходит на роль императора из дома Коррино. Как я уже отмечал, именно так должен был выглядеть император Шаддам из «Дюны» Герберта, который в романе подтянут, любит носить мундир и ястребиными чертами похож на герцога Лето Атрейдеса. Правда, здесь Джавикко Коррино — нсеколько потерянный и обрюзгший император. Его дочь, принцесса Инес, пока не слишком запоминается, как и ее сводный брат, бастард Константин Коррино, который выглядит совсем шаблонным персонажем.
Вообще новый сериал основан на Sisterhood of Dune, романе Брайана Герберта, сына автора «Дюны», и Кевина Джея Андерсона, вышедшем в 2012 году. А я, честно признаюсь, не в восторге от творений Брайана Герберта, который в соавторстве с Андерсеном десятилетиями успешно использует вселенную, созданную его отцом. Брайан породил аж пять трилогий, не считая отдельных книг и рассказов. И горшочек все еще варит. Ну а «Орден сестёр Дюны» (или «Сестричество Дюны») — как раз первая книга трилогии «Великие школы Дюны».
Поэтому изначально я был настроен крайне скептически по отношению к сериалу.
Тем не менее, в целом «Дюна: Пророчество» — вполне пригодная для просмотра история из вселенной «Дюны». Да, восторга не вызывает, но гораздо лучше, чем я ожидал. И пускай в одной показанной мельком сцене герой каким-то образом сразу, не глядя и едва приспустив штаны, безупречно стыкуется с объектом страсти (магниты у них встроены, что ли) — что уж придираться к мелочам, такого всегда хватало в кино.
Из символического и визуального ряда мое внимание привлек разве что гранат. Этот плод, спелый и разрезанный так, что видны рубиновые зерна, появляется в сцене обручения принцессы Инес Коррино и юного Прувета Ричезе (именно так произносят имя Великого Дома Richese в сериале). Вот оба отведали зерна граната из рук друг друга и раздается торжественный рев труб. Обручение официально состоялось.
Гранат в мифологии и различных религиях — символ возрождения, жизни и брака. Именно вкусив зерна граната, похищенная Аидом Персефона соединяет себя вечными узами с богом загробного мира. Поэтому гранат связан с образом этой богини, которая каждый год на время возвращается на землю, принося с собой весну и возрождение природы.
В христианской традиции гранат мог восприниматься как символ воскресения и жизни вечной, а в исламской традиции он упоминается среди райских плодов. В буддизме гранат счиатется одним из трех благословенных плодов, наряду с лимоном и персиком. Пожирательница детей, демонесса Харити, отказывается от своих кровожадных привычек, когда Будда дает ей гранат.
Гранат воспринимался как символ плодородия в свадебных обрядах бедуинов. Так же гранат трактуется в Китае, где он ассоциируется с плодородием, изобилием, многочисленным потомством и успешным будущим (а изображение спелого граната в разрезе может быть свадебным даром).
Поэтому появление граната в сцене обручения отвечает древней и многоликой традиции.
Больше текстов про необычные исторические сюжеты, историю и мифологию в кино и сериалах —в моем Telegram-канале Panfilov FM