В университете, где я учил арабский язык, была военная кафедра и, по окончании универа, вместе с дипломом я получил звание лейтенанта, а вскоре меня призвали меня в армию и отправили в Ливию, где одних только военных специалистов было больше двух тысяч человек.
В Триполи мы жили кучно: холостяки в общежитии, а женатые получали квартиры в квартале Гурджия. Жили весело. Ранним утром за нами приходили автобусы и мы уезжали по своим частям на работу. Работали до обеда и домой. После обеда была обязательная сиеста, то бишь сон, а дальше - свободное время. Море от Гурджии было минутах в пятнадцати-двадцати неспешным шагом пешком и многие ходили на рыбачить. Кто с удочками, а кто с подводными ружьями. Я ходил с ружьём.
Переводчиков хабиры (так мы называли специалистов) и недолюбливали, и в то же самое время уважали и старались с нами дружить. Переводчик поможет и книгу детскую перевести, а там продавали восхитительно иллюстрированные детские книги про животных, и, случись что, объясниться с врачом, в аптеке, или магазине.
Как-то в разговоре я заикнулся, что хорошо бы сшить сумку-рюкзак, для ружья и прочего подводного снаряжения и мне надарили полотнища с тормозных парашютов истребителей. Начал было шить руками, но выходило больно тоскливо, и я купил советскую электрическую машинку "Чайка" у семьи специалистов, возвращавшихся в Союз. В придачу к машинке получил кучу ниток, иголок и был абсолютно счастлив. Хозяева честно предупредили, что машинка капризная и часто требует регулировки.
Так и было. Через пару дней машинка начала рвать нитки. Я поделился своим горем с коллегами и мой командир, наш старший переводчик, целый майор, сказал, что де это ерунда. Не надо расстраиваться. Он когда-то занимался ремонтом машинок и отрегулирует мою капризную красавицу.
Пришел, открыл, поднял, что-то там покрутил отверткой, проверил, ещё покрутил/подкрутил, закрыл и машинка заработала!
Я сшил себе всё, что хотел. А через несколько месяцев мне показалось, что надо бы машинку подрегулировать. Она исправно работала, всё шила, но я решил подрегулировать её, чтобы ещё лучше работала. И подумал, что смогу сделать регулировку сам. Я же видел, как майор открывал её, как винтики / болтики крутил. Неужели же я - умный мужчина с умелыми руками, не смогу машинку отрегулировать?!
Залез в неё, сердешную. Покрутил винтики, которые когда-то крутил майор, покрутил болтики. Что-то стало плохо. Ещё покрутил. Она расстроилась окончательно. "Чайка" сдохла. Околела.
И история эта - чистая правда.
А зачем же я её рассказал?
Не помню имени немецкого офицера, мемуары которого читал несколько лет тому назад. Он писал, что уже в октябре 1941-го года немецкие генералы знали, что войну Германия проиграет. Это только вопрос времени.
Ещё войска вермахта наступают, ещё не ясна судьба Москвы, а генералы знают, что Германия проиграла эту войну. Почему? Да просто потому, что они - профессионалы, проанализировали ситуацию: уничтожить Красную армию одним ударом не получилось. Не смотря на страшные потери, Красная армия отчаянно сопротивляется. Народ свергать большевиков не поднялся. Даже наоборот. Сплотился против супостата. А ещё оказалось, что при планировании нападения на Советский Союз, не были учтены такие важнейшие факторы, как появление новейшего вооружения, грамотность населения, наличие резервной инфраструктуры для промышленных предприятий на Урале, куда вывозили оборудование эвакуированных заводов и т.д. и т.п.
Войну можно было выиграть только в случае молниеносного разгрома армии. Раз этого не случилось, Германия была обречена.
Так к чему это я?
Да к тому, что развал Советского Союза при Горбачеве - это была Берлинская операция 1945 года. Роковой октябрь 41- го, для Советского Союза, начался после 1953-го года, когда Хрущов, дорвавшийся до власти, укрепив свои позиции, решил реформировать сталинскую модель экономики СССР.
Сталин, в тяжелейших условиях, преодолевая сопротивление всех, кто ненавидел новую власть, как внутри страны, так и за рубежом, и, как мог, ставил палки в колеса, сумел создать новую, невиданную до сих пор в мире, необычайно эффективную модель экономики.
Советский Союз тогда, сумел отстроиться после разрухи гражданской войны, создать систему образования, благодаря которой в кратчайшие сроки были подготовлены десятки тысяч квалифицированных рабочих и инженеров, и в стране не только появились заводы-гиганты в европейской части СССР, но была создана ещё и резервная инфраструктура для крупных промышленных предприятий на Урале.
Заработало сельское хозяйство. Крестьянские полоски сменили просторные колхозные поля, на которых работали тракторы.
(Либералы, рыдающие о несчастной судьбе сталинского колхозника, паспорта не имеющего, пенсий не получающего, напрочь забыли о колоннах автомобилей, эскадрильях самолетов, танках, купленных колхозниками на свои собственные средства и подаренные фронту. Из всего периода жизни СССР при Сталине они помнят только ежовские репрессии 1937-1938 гг, и голод в 1932-1933 гг. Но Сталин был у власти 29 лет!
Буквально два слова о голоде 32-33 годов.
Голод - это действительно ужасно и страшно. И антисоветчики аж слюной захлебываются, обвиняя большевиков в этом голоде. Но стоит спросить их "Кто же учил крестьян закапывать и гноить зерно в ямах и резать скот?", как наступает молчание.
Вопрос "Не был ли подрыв экономики Советского Союза и создание голода с целью вызывать недовольство населения советской властью основной задачей всех антисоветских организаций, действовавших против СССР?" и вовсе заставляет крикунов прятать языки, как собака прячет хвост в момент испуга.)
Сталин был у власти 29 лет!
И всё это время строились больницы и здравницы, метро, станции которого напоминали дворцы, новые дома, украшенные статуями, лепниной с просторными, комфортабельными квартирами. Ученые, инженеры ездили в загранкомандировки, годами работали и стажировались в ведущих научных центрах Европы.
Почитайте (перечитайте) книги "12 стульев", "Золотой телёнок", "Мастер и Маргарита". Они никак не просталинские. Обратите внимание на фоновое описание довоенной жизни страны. Посмотрите довоенные фильмы. Хронику 30-х годов.
Экономика работала с точностью швейцарского хронометра.
В промышленности прекрасно уживались и государственные предприятия, и частные артели, а в сельском хозяйстве колхозы и единоличники.
(Как-то купил на блошином рынке ручную швейную машинку сделанную в артели в 1927 году. Она до сих пор работает!)
А ещё при Сталине был санаторий для колхозников. Рядовых колхозников. Туда не мог попасть не то, что председатель, но даже бригадир. И зарплаты рабочих никто не ограничивал, как и гонорары писателей, композиторов, артистов ...
Сталин создал экономическую модель, которая работала с точностью швейцарского хронометра.
А потом пришел Никита Сергеевич Хрущев.
И захотел он эту модель подправить. Ну, как мне захотелось подрегулировать свою "Чайку". И случилось с экономикой Советского Союза то же самое, что случилось с моей машинкой.
Почему именно при Хрущеве остро встал вопрос продовольствия, потребовалось распахивать целину, а потом и вовсе закупать зерно за границей?
Да один только разгон, ах простите, ликвидация системы МТС так шарахнула по колхозам, что мало им не показалось.
Для тех, кто не в курсе, расскажу в двух словах. При Сталине была создана система МТС (Машино-тракторных станций). Это, по факту, гаражи с ремонтными мастерскими, где были квалифицированные механики-ремонтники и водители. И, конечно же сама техника. Машины, трактора, комбайны и т.д.
Председатели колхозов арендовали в МТС нужную им технику, которая выполнив работу, или ехала в другой колхоз, где была нужна, и работала там, или возвращалась на станцию, где проходила положенное обслуживание и требуемый ремонт.
Колхозы были обеспечены нужной техникой, а МТС получали оплату за выполненную работу. Каждый занимался своим делом и всем было хорошо. "Многомудрый" Хрущев эту систему ликвидировал, подведя под это подлейшее политическое обоснование: - Колхозы в стране стали жить хорошо, богато, многие стали миллионерами. Промышленность выпускает достаточное количество сельскохозяйственной техники, а сами колхозники - это грамотные, советские колхозники, которые прекрасно могут работать на технике.
И заставил Никита Сергеевич колхозы технику у государства покупать. Понимаете? Если раньше колхоз арендовал, к примеру, пять тракторов для обработки полей, и у него голова не болела где эти трактора будут храниться дальше, когда поле распахано и засеяно, кто и как их будет ремонтировать, какие ГСМ и запчасти надо закупить, то теперь колхозу пришлось эти трактора покупать, и, естественно, решать все вопросы, связанные с техникой.
А машины, выполнив нужную работу, остальное время простаивали без дела. И уже колхозам пришлось строить гаражи и ремонтные мастерские, отправлять своих колхозников на обучение, а качество ремонта техники в колхозных мастерских было такое, что ...
А какие-то колхозы, которым навязали покупку дорогой техники разорились и вовсе оказались в должниках.
Ну и попутно Хрущев сократил площади приусадебных участков. Опять же, объясняя всё это правильными и красивыми словами.
И, уже для полного счастья, обложили налогом всю крестьянскую живность, все плодовые деревья. Срубить яблоню, или грушу, зарезать курицу, или свинью заколоть - дело нескольких часов. А вот для того, чтобы вырастить плодовое дерево, или животину нужны годы.
А ликвидация артелей, выпускавших товары народного потребления?
Представляете, какой урон понесло народное хозяйство страны в результате хрущевского вмешательства?
И самым страшным в этой ситуации было то, что народ был дезориентирован враньём Хрущева на ХХ-м съезде партии, а те, кто мог оказать сопротивление запуганы. И даже, когда спохватившись, налоги отменили, многие так и не стали восстанавливать хозяйство. Боялись. Были запуганы.
И запуганы именно Хрущевым!
Сталина боялись. Но кто? Не будем говорить о ворье, бандитах и откровенных врагах советской власти. Сталина боялись те, кто не умел работать, или организовать работу.
Те специалисты, кто не только полностью отдавали себя делу, но и досконально знали его, Сталина не боялись. Могли спорить с ним.
И Сталин, не будучи, самодуром, как Хрущев, к мнению специалистов прислушивался.
Пример - создатель танка Т-34 Михаил Ильич Кошкин. Работая директором кондитерской фабрики, он не побоялся обратиться к Сергею Мироновичу Кирову, чтобы тот помог ему заняться делом, о котором он мечтал, а много позже не побоялся взять на себя ответственность и вопреки всем запретам, пригнать своим ходом созданные им танки из Харькова в Москву. И знаменитая тридцатьчетверка пошла в производство.
Другой яркий пример - академик Вавилов. Да-да. Тот самый, арестованный в 1940-м году, академик Вавилов. Вот перечень загранкомандировок академика. В труднейшее для страны время, он умел выбить валюту для финансирования своих изысканий. А ещё добивался финансирования создания огромного количества научно исследовательских институтов.
И арестовали-то его только потому, что страна испытывала острейшую нужду в высокоурожайных сортах сельскохозяйственных культур, а академик потративший огромные государственные деньги на свои экспедиции, создав десятки НИИ, практического результата не дал. (В 70 е годы я впервые услышал анекдот: Ученый - это человек, который удовлетворяет собственное любопытство за государственный счёт. А ещё поговорка такая есть "Кто платит деньги, тот заказывает музыку")
Уникальная коллекция семян - это хорошо и замечательно, но надо было накормить страну. Война маячила на горизонте!
(Либералы, поливая Сталина грязью, презрительно цедя сквозь губу, что-то про сына сапожника и примитивный вкус, обвиняя его в невежестве, в убийстве светила науки, как-то не очень охотно вспоминают о родном старшем брате арестованного Вавилова о Сергее Ивановиче Вавилове. Великом ученом! Орден Трудового Красного Знамени в 1939. Два ордена Ленина в 1943 и 1945 г. Четыре Сталинских премии в 1943, 1946, 1951 и 1952 (посмертно), а в 1951, после смерти академика, ещё и медаль его имени учреждена за выдающиеся работы в области физики. Послушать либералов, получается, что Сталин генетику ненавидел, а физику любил.
И, кстати, отчего-то либералы совершенно забывают о строительстве МГУ имени Ломоносова в Москве, сотен университетов, институтов, НИИ по всей стране! )
Сталин никогда не был добрым дедушкой и при нём с врагами расправлялись беспощадно не взирая на заслуги, занимаемые посты и родственные связи.
Но при этом никто не был осужден и расстрелян без суда.
Сейчас обязательно кто-то заверещит о невинных жертвах ежовских репрессий. Было такое. Были незаконные аресты и были выбивания показаний и осуждение невинных. Вот только уже в 1939-м начался пересмотр дел с реабилитацией невинно осужденных и наказанием по всей строгости закона тех работников НКВД, кто такие дела стряпал. Об этом верещать не любят.
Не поленитесь перечитать реальные расстрельные списки. Обратите внимание на то, что если человек выступал против советской власти, но на нём не было крови, расстрельный приговор не утверждался, и заменялся тюремным сроком. А вот на странице №3 некто Иван Тимофеевич, на странице №4 Николай Дмитриевич и Федор Афанасьевич, да вы сами поищите, там есть и другие - это как раз те, кто производил незаконные аресты, и действуя незаконными методами, фабриковали липовые дела.
Вот им расстрельный приговор утвердили.
Кстати, хороший пример "жестокости" сталинского режима - обличитель этого самого режима, известный сочинитель Солженицын. Идёт война. Он - офицер в действующей армии. Понимая, что после победы над Германией война может перерасти в войну с бывшими союзниками Советского Союза Англией и США, он решил, что лучше пересидеть грядущие события где-то в тылу. И сделать это надо вполне законно, но так, чтобы не отдали под трибунал с последующим расстрелом, или штрафным батальоном. Начал писать письма друзьям, в которых изображал создание антисоветской организации. Он прекрасно знал, что все письма проходят цензуру. И рано, или поздно, за ним придут. А ещё он знал, что не расстреляют! И пришли. И арестовали. И не расстреляли! Дали восемь лет лагерей. А когда он раком заболел, то ещё и вылечили.
Сталина ненавидели и боялись его соратники из самого ближайшего окружения. Почему? Да потому, что будучи абсолютно преданным делу, аскетом и бессеребренником, он требовал того же и от них.
Но они же живые люди. Они получили власть, они оказались близкими к руководителю, вождю. Казалось бы чего бояться?
А Сталин, не взирая на лица, бьёт их по рукам, не давая вкусить сладкой жизни, которая вот она - сама плывет им в руки. Разве не обидно? Да вспомните только одну историю с антикварной мебелью, вывезенной маршалом Жуковым из Германии. Кстати, не задумывались над простым вопросом: на кой чорт Жукову, сыну сапожника и крестьянки, понадобилось столько мебели?
Он что, коллекционером был? Операции планируя, по фронтам разъезжая, каталоги с выставок антиквариата с собой возил, подобно Артеньеву, герою романа Пикуля "Моонзунд"?
И ведь не украл Жуков антикварные мебеля, всё было абсолютно законно куплено на немалую маршальскую зарплату. Ну и что-то подарено. Имел маршал Победы моральное право побаловать свою супругу?
Безусловно!
Вот только Сталин, получавший зарплату не меньше маршальской, а ещё зарплату за другие должности, которые он занимал, да кроме зарплаты фантастические гонорары за издание и переиздания своих книг (а гонорары писателей в сталинский период СССР были немалые), все свои деньги передал в фонд Сталинской премии.
(Кстати, тот же композитор Дмитрий Шостакович, симпатизировавший Тухачевскому и люто ненавидевший Сталина, поливавший его грязью везде, где только можно, спокойно получил пять Сталинских премий на общую сумму в 400 000 рублей, во время войны он получал ещё и "лауреатский" паёк, но бог с ними - такими правильными и честными обличителями "тирана". Это же так правильно: брать у человека его деньги, его, а не государственные!, а потом поливать его грязью! Ведь именно так поступают высокопорядочные, интеллигентные люди. Правда?)
Привез бы Жуков несколько ящиков, Сталин бы даже внимания на это не обратил, но вот вагоны, набитые антиквариатом понять и простить не мог. Не было тяги к стяжательству у Сталина и не мог он её простить своим самым близким соратникам. И даже после того, как Жуков покаянное письмо написал и антикварное своё барахло государству сдал, Сталин не простил. Потому, что показал маршал своё .... Ложечки нашлись, но осадочек остался.
И детей своих Сталин не баловал. От фронта не прятал. А значит и другим пришлось своих сыновей на войну отправлять.
Как думаете, это заставляло их Сталина любить, или ненавидеть?
Но как бы там не было, но, повторюсь, внесудебных расправ не было.
Хрущев же устроил образцово показательную расправу с Лаврентием Павловичем Берия и его ближайшими соратниками.
Чтобы другие поняли с кем имеют дело и не вздумали рыпнуться. И поняли.
И правильно боялись! Вспомните, как этот самодур приказал изменить законодательство, вернуть из лагерей уже осужденных и отбывающих наказание фарцовщиков, пересудить их по вновь принятым законам и расстрелять.
А Новочеркасский расстрел рабочих? - это не Сталин. Это Хрущов.
Вот тогда, во второй половине 50-х годов Советскому Союзу был подписан приговор. Хрущов сделал две страшные вещи: разрушил совершенную экономическую модель и внес сумятицу и сомнения в умы народа, насадив страх не перед законом а страх гнева самодура-начальника.
В первые ряды пролезли не те, кто знает дело, а те, кто умеет угодить.
Страна начала закупать хлеб, вдруг появился дефицит, блат, очковтирательство.... Живую теорию марксизма заменили начетничеством....
И ещё, маленький нюанс, о котором и говорить вроде неудобно, но он очень важный, этот нюансик. Сталин строил для народа так, чтобы люди, вот только что жившие в подвалах, землянках, бараках, видели красоту. Чтобы зашел человек, приехавший в Москву, на станцию метро Комсомольская, а ахнул от красоты византийской золотой мозаики. Чтобы получив квартиру в новом доме, человек приезжал и видел красивый дом, украшенный лепниной, статуями. Чтобы подъезды были просторными, квартиры удобными, с высокими потолками.
Хрущев же застроил страну однотипными, унылыми, серыми пятиэтажками, опять же, оправдывая эту серость и убожество в котором должны были жить люди, красивыми, правильными словами.
В газетах, по радио, везде шла трескотня красивых, очень красивых и правильных слов, а вокруг царило серое, унылое убожество.
Что должны были думать люди?
Ещё работали заводы, полетел в космос Гагарин ...
Но страна была обречена.