Перефразируя известную песню, можно сказать: "Не взлетим, так попадаем". В стремлении сэкономить деньги власть начинает принимать все более странные решения. И да, 90-е вернулись.
У 64 тысяч лифтов в России в феврале 2025 года истечет срок годности.
Еще у 56 тысяч лифтов этот срок закончится в течение ближайших пяти лет.
Итого - 120 тысяч проблемных агрегатов.
По подсчетам Минстроя, как пишет издание "Известия", до 2030-го на ремонт этих 120 тысяч лифтов нужны более 400 миллиардов (!) рублей.
Но денег на это сейчас нет, есть траты важнее.
Что делать?
Проблема с лифтами для РФ не нова.
Лифты власть принялась обсуждать еще в начале 2024 года. Ей же год и заканчивается.
Например, в феврале этого года темой лифтов озаботилась глава Совета Федерации легендарная Валентина Матвиенко.
Бывший мэр Новосибирска и губернатор области Владимир Городецкий, который теперь коллега Матвиенко по СФ, тогда заявил, что "каждый пятый лифт из общего числа состоящих на учете нуждается в "замене".
Представляете масштаб?
Впрочем, когда начали говорить профильные специалисты, оказалось, что проблема намного тяжелее.
Из 574 000 лифтов в России более 57 000 "находятся за гранью порогового предельного срока эксплуатации 25 лет".
Об этом заявил гендиректор Фонда развития территорий.
Проще говоря, 10 процентов лифтов в стране надо просто списать.
При средней стоимости лифта 2-3 млн руб. для решения проблемы необходимо около 200 млрд рублей. При этом, по его словам, ежегодно срок эксплуатации еще порядка 20 000 лифтов приближается к завершению.
В общем, тогда в феврале с трибун было сказано очень много умных слов.
Но по факту в ноябре 2024 года выясняется, что проблема не решена
При этом важно понимать, что замена лифтов в РФ напрямую связана не только с необходимостью найти на это огромные деньги. Но и с физической доступностью этих агрегатов.
Почти 30% лифтов, установленных в России в 2021 году, например, были произведены компаниями из Европы, США и других стран "враждебного Запада".
Из них около 13% были импортированы в готовом виде, а еще 16% были лифтами американской компании Otis, у которой был свой завод в России.
(Внимание: не только ввозили готовые лифты, но и производили их в РФ на своих заводах. Китайцы, к примеру, этого делать вообще не собираются).
После февраля 2022 года западные производители лифтового оборудования с российского рынка начали уходить.
В результате этого ухода объемы производства лифтов в январе-июне 2022 года грохнулись сразу на 40% год к году (считай - вполовину). И это при том, как пишет "Коммерсантъ", что в последние годы отрасль показывала рост в 16-18%.
Что делать?
Минстрой предлагает просто... продлить срок службы лифтов!
Ощущение, что речь идет идёт о продуктах с истекающим сроком годности, на которые на самом деле в ряде случаев можно просто нашлёпать новые этикетки с датами - и продавать еще какое-то время. Проблема в том, что последствия с лифтами могут быть намного более ужасными, чем небольшое расстройство пищеварения.
Конечно, речь не идет о том, что лифты просто назовут исправными и на этом все закончится.
Представители отрасли считают, что в каждом конкретном случае техническое состояние конкретного лифта с истекающим или истекшим сроком годности должны будут оценивать специалисты.
Но это значит, что такое уже надо делать в отношении всех 64 тысяч старых лифтов, которые официально будут негодными уже в феврале 2025 года.
Начался ли этот процесс? Проводит ли кто-то такой мониторинг - тем более, в ситуации, когда в стране остро не хватает людей практически любых рабочих специальностей?
Еще один вопрос - это вопрос о том, кто заплатит за продление срока службы старых лифтов деньгами?
Ответ на него понятен: так или иначе - конечно же, население.
Об этом представители власти говорят вполне недвусмысленно.
Вспоминается старый "черный" анекдот:
- Дяденька, осторожно, у этого лифта нет дна!
- Брех-ня-а-а-а-а-а-а-а-а...
Черная ирония в нашем случае состоит в том, что люди, которые приняли решение просто продлить срок годности лифтов, чтобы не тратить на них деньги, живут в домах, где с лифтами все в порядке.
Жми лайк, если тоже считаешь, что власть не должна перекладывать на население всю остроту проблем с лифтами, которую сама же игнорировала много лет подряд
***