Найти в Дзене
ОСТРОВ СМЫСЛОВ

У каждого пятого лифта в России истек срок службы. Заменить их нечем

Лифты - привычное явление в городах России, первые такие средства передвижения появились в столичных домах еще в конце 19 века.
При этом в СССР собственное производство лифтов началось лишь в середине ХХ века, а именно в 1949-м году. 1 февраля того года было принято постановление Совета министров СССР "Об организации производства лифтов". В настоящий момент в России поставлены на учет около 496 тысяч лифтов. Из них 20% - то есть, около 100 тысяч - выработали назначенный срок службы в 25 лет и требуют замены. Об этом неоднократно за последнее время писали российские СМИ со ссылкой на данные Ростехнадзора. В последние годы многие жилые дома и коммерческие здания оснащались лифтами лучших мировых производителей, качество которых опережает изделия российских заводов (и по качеству интерьеров и дизайна, и по безопасности). Почти 30% лифтов, установленных в России в 2021-м, были произведены компаниями из Европы, США и других западных стран. Из них около 13% были импортированы в готовом вид
Оглавление

Лифты - привычное явление в городах России, первые такие средства передвижения появились в столичных домах еще в конце 19 века.

При этом в СССР собственное производство лифтов началось лишь в середине ХХ века, а именно в 1949-м году. 1 февраля того года было принято постановление Совета министров СССР "Об организации производства лифтов".

В настоящий момент в России поставлены на учет около 496 тысяч лифтов.

Из них 20% - то есть, около 100 тысяч - выработали назначенный срок службы в 25 лет и требуют замены.

Об этом неоднократно за последнее время писали российские СМИ со ссылкой на данные Ростехнадзора.

-2
-3

В последние годы многие жилые дома и коммерческие здания оснащались лифтами лучших мировых производителей, качество которых опережает изделия российских заводов (и по качеству интерьеров и дизайна, и по безопасности).

Почти 30% лифтов, установленных в России в 2021-м, были произведены компаниями из Европы, США и других западных стран.

Из них около 13% были импортированы в готовом виде, а еще 16% были лифтами американской компании Otis, у которой был свой завод в России.

Однако после февраля 2022 года многие иностранные производители лифтов из России ушли.

Так, мировой лидер в области производства лифтов и эскалаторов корпорация KONE в июне 2022 года договорилась передать подразделение российским топ-менеджерам.

Как указано в заявлении корпорации, на российском рынке она присутствовала с 1935 года, "это по-настоящему длительная и успешная история, и решение об уходе было непростым".

Американский завод OTIS в Санкт-Петербурге остановил завод в марте. В июле компания продала свой российский бизнес холдингу S8 Capital. О восстановлении производства на заводе было объявлено только в конце 2022 года.

-4

В этой ситуации многие были уверены, что "вот теперь-то" Россиюшка развернётся и наладит собственное производство лифтов, чтобы не отдавать серьезные деньги "иностранным буржуям".

Однако по факту в 2022 году в России производство лифтов не только не выросло, но даже упало.

-5

Причем упало значительно: в стране выпустили 21,6 тысячи лифтов - это на 30% (!) меньше лифтов, чем в 2021 году.

Эскалаторов в России за год выпустили 9 штук.
Девять! (И это на 65% меньше, чем в 2021 году).

Несложно догадаться, что в этой ситуации быстро выросли цены на лифты, а многие программы по замене этих агрегатов в стране остановились.

-6
Так, даже в самом благополучном и богатом городе России Москве в рамках капремонта в первые семь месяцев 2022 года закупили всего 35 лифтов. Тогда как в 2021 году за то же время - 2,2 тысячи.

Программы по замене лифтов оказались под ударом из-за подорожания оборудования на 30-40% в связи со сложностями с импортными деталями. А деньги, которые региональные фонды капремонта закладывали в свои бюджеты на замену лифтов в 2022-м, планировались исходя из цен 2021-го года, когда никакого резкого роста цен и сложностей с комплектующими не предполагалось. В результате аукционы на поставку новых лифтов в ряде регионов были сорваны.

Сотня тысяч лифтов в стране требует замены. Но большинство регионов не планирует заменять лифты, так как денег на это теперь нет, заявляют в Минстрое.

-7

Особую тревогу вызывает сегмент специальных лифтов, которые используются в высотных зданиях и небоскребах.

-8

Лифты западных производителей в последние годы активно использовались именно на таких сложных объектах. А также в бизнес-центрах, торговых центрах и в дорогом жилье.

В России есть проблемы с производством скоростных лифтов, которые можно установить на здание выше 110 метров.

-9

Резюмируем.

Сейчас каждый пятый лифт в России может стать для кого-то источником травм или причиной гибели.

Быстро наладить в стране собственный выпуск лифтов, особенно скоростных и "навороченных" для высоток и ТЦ, невозможно. Это все-таки сложное готовое изделие, не картошка и не трусы.

Значит, ситуация с большим количеством опасных лифтов будет сохраняться еще несколько лет.

А издержки всех властных решений (в т.ч. потенциальная гибель людей) снова "списаны" на откуп населению.

-10

***

-11