Найти в Дзене

Рецензия на книгу Евгении Гармс «Паучок по имени Пок» от критика Мари Москва

С огромным интересом читаем книгу Евгении Гармс про паучка по имени Пок и его приключения. Это не только приключенческий, но и глубоко психологический текст. Текст, сплетенный из ожиданий, самых разных эмоций, обид, сравнения себя с другими и конфликта поколений. Ну а магистральная тема, предложенная автором — скорее, не тема, а вопрос к читателю: какая она, настоящая дружба? — А почему ты всё время надо мной смеёшься? — вдруг спросил Пок. — Потому что ты злой? — Твой дедушка говорил, что мы можем стать друзьями. Вот я и пытаюсь подружиться, — объяснил Спин. — Но разве над другом смеются? Разве ему говорят обидные слова? — спросил Пок. — А что же иначе с ним делать? — не понял Спин. Автору удалось создать многомерную сеть персонажей. Главные герои — паучок Пок и его то ли друг то ли нет Спин — получились сложными, потому достоверными. Они раскрываются с самых разных сторон и показывают читателю, что в жизни редко бывают простые решения, однозначное отношение друг к другу. Дедушка с же

С огромным интересом читаем книгу Евгении Гармс про паучка по имени Пок и его приключения.

Это не только приключенческий, но и глубоко психологический текст. Текст, сплетенный из ожиданий, самых разных эмоций, обид, сравнения себя с другими и конфликта поколений. Ну а магистральная тема, предложенная автором — скорее, не тема, а вопрос к читателю: какая она, настоящая дружба?

— А почему ты всё время надо мной смеёшься? — вдруг спросил Пок. — Потому что ты злой?
— Твой дедушка говорил, что мы можем стать друзьями. Вот я и пытаюсь подружиться, — объяснил Спин.
— Но разве над другом смеются? Разве ему говорят обидные слова? — спросил Пок.
— А что же иначе с ним делать? — не понял Спин.

Автору удалось создать многомерную сеть персонажей. Главные герои — паучок Пок и его то ли друг то ли нет Спин — получились сложными, потому достоверными. Они раскрываются с самых разных сторон и показывают читателю, что в жизни редко бывают простые решения, однозначное отношение друг к другу. Дедушка с желтыми подтяжками — ролевая модель и психологическая поддержка, но в то же время он путешественник, исчезает и появляется. Папа очень узнаваем: «любит запрещать», скуп на похвалу, скептик, ему тяжело принять, что сын не следует традиции, плетёт паутину по-своему.

Интересная деталь, что Пок учится плести паутину у Спина. Читатель недоумевает, почему папа и дед не научат сына/внука, как надо делать. Критика и поддержка в данном случае равнобесполезна, ведь маленькому пауку прежде всего нужен навык!

Возможно, автор хотел показать антипример взаимодействия в семье: один не может спросить, другой сам не покажет. Или это концепция «растим пацана», «кинул в воду и плыви», но тогда хорошо бы это пояснить. Хоть в одной реплике.

Папа говорит: «паутина должна быть ловчей сетью. И обязательно круглой. Они пауки-кругопряды! У всех в роду одинаковые паутины, круглой формы. И состоят они из тридцати девяти лучей, на которых находится тридцать пять спиральных кругов. И не нужно здесь ничего выдумывать».

А паучок мало того, что долго учится, еще и выдумывает всякое: плетёт коврик для медитаций и одеяло для канарейки.

Плюс в том, что у родителя и читателя появляется поле для дискуссий. И повод для исследования технической стороны вопроса: в процессе чтения ребенок начинает подозревать, что паутинные бородавки — не фигура речи, но реально существующий орган!

Ещё один семейный вопрос: что случилось с родителями Спина? Изначально заявлен переезд вместе с сыном в антикварную лавку, но дальше они в сюжете не появляются. Хотя в некоторых эпизодах их участие, вмешательство или хотя бы реакция прямо-таки напрашивается.

Сеттинг, сюжетные перипетии, детали и раскрытие персонажей — это у автора получилось классно. И очень, очень тонко, как кружевная паутинка. Смешанные чувства в момент наибольшего напряжения, ответственность за свои поступки, ощущения, в том числе телесные, всё это очень важно объяснять и показывать.

«Пок вдруг почувствовал, что замёрз. И тут же его бросило в жар, а потом снова в холод. И внутри будто что-то царапалось».

Кстати, про «показывать»: как здорово художник Юля Шапошникова оживила персонажей, какие точные образы у неё получились. А паутинки и нити вовсе не пыльные-древние, они в движении, от страницы к странице, до последнего разворота.

Напоследок скажу, что открытый финал в детской книге — отличное решение. Читатель не успел осознать всё произошедшее и тут оказывается, что приключения не закончились. Они… начались!

Мари Москва, литературный критик

Рецензия подготовлена в рамках проекта «Завтрашние классики: воспитание через слово», организованном Союзом детских и юношеских писателей при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Рецензия подготовлена в рамках проекта «Завтрашние классики: воспитание через слово», организованном Союзом детских и юношеских писателей при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.